14 октября 2020 г. на пленарном заседании 5-го Всероссийского тарифного семинара-совещания заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал об основных барьерах, препятствующих осуществлению эффективной тарифной политики в Российской Федерации. Он сообщил, что контроль за надлежащим исполнением всех вынесенных решений – одно из приоритетных направлений работы ФАС России. При этом антимонопольный орган проверяет своевременность исполнения решения, соответствие исполнения принятому решению и положениям законодательства.
«Мы существенно увеличили число проверок в отношении органов тарифного регулирования. Почти в два раза по сравнению с 2018 годом увеличилось количество дел об административных правонарушениях, связанных с тарифными решениями и исполнением предписаний ФАС России», – сказал замглавы ведомства.
Он назвал основные проблемы, препятствующие осуществлению эффективной тарифной политики. В их числе отсутствие детализированных требований к экспертному заключению и четких правил отнесения затрат к экономически обоснованным.
«Из-за отсутствия четких правил процесс государственного регулирования цен подвержен субъективному усмотрению должностных лиц регулирующего органа. Решение этой проблемы мы видим в законодательном закреплении основных правил учета расходов, которые в дальнейшем будут интегрированы в подзаконные нормативные правовые акты с учетом отраслевой специфики», – подчеркнул Сергей Пузыревский.
Проблемой является и регулирование тарифов в ручном режиме. В результате величина установленного тарифа в значительной степени определяется субъективным мнением эксперта и затруднительно поддается объективной проверке.
Решение проблемы ведомство видит в реализации метода эталонных расходов (затрат) в качестве приоритетного, а также программы цифровизации процессов госрегулирования цен (тарифов) посредством Единой информационной системы.
«Многие решения, несмотря на унифицированные формы, принимаются индивидуально. Главным результатом, к которому мы должны прийти, будет переход к цифровизации принятия тарифных решений», – сообщил он.
В качестве проблем отрасли Сергей Пузыревский назвал также отсутствие единого порядка утверждения инвестиционных программ, процедур отчета об их исполнении. Он также сообщил о необходимости законодательно закрепить целевой характер использования амортизации: «Амортизационные отчисления занимают существенную долю в выручке регулируемых субъектов, что требует определения ее целевого расходования. Зачастую учредители хозяйствующего субъекта используют амортизационные отчисления по собственному усмотрению. Этот вопрос – один из ключевых, который нужно решать в ближайшее время».
Замглавы ФАС России также прокомментировал возобновление активной работы над проектом федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
«С решением перечисленных проблем мы заметно продвинемся вперед с принятием этого закона. Он не панацея от всех бед, и не нужно ждать, что все решится завтра или послезавтра. Но мы должны планомерно двигаться к тому, чтобы развивать тарифное законодательство на основе единого базового закона. Надеюсь, что через пару лет мы к этому придем», – заключил замглавы ФАС России.
ФАС России
Читайте также о других выступлениях в рамках 5-го Всероссийского тарифного семинара-совещания: