На 5-м Всероссийском семинаре-совещании по тарифному регулированию начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина рассказала о практических аспектах осуществления тарифной политики, в том числе о результатах контрольно-надзорной деятельности ведомства за 2019 г. Она также осветила тенденции и ориентировочные результаты контрольно-надзорной деятельности ФАС России за 2020 г. с учетом пандемии COVID-19. Юлия Юдина разъяснила порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц органов тарифного регулирования за нарушение тарифного законодательства и неисполнение решений и предписаний ФАС России (ст. 14.6 и 19.5 КоАП РФ).
Контроль за надлежащим исполнением вынесенных решений – одно из приоритетных направлений работы ФАС России. При рассмотрении отчета об исполнении проверяются его своевременность, а также соответствие принятому решению и положениям тарифного законодательства. В 2020 г. служба изменила порядок рассмотрения отчетов об исполнении решений и предписаний, сделала его коллегиальным, а значит, более быстрым, прозрачным и объективным.
«В случае выявления факта неисполнения решения Комиссия устанавливает новый срок исполнения и возбуждает дело об административном правонарушении [ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ]. Если за нарушение тарифного законодательства мы довольно часто применяем малозначительность, учитываем различные объективные факторы, с которыми сталкиваются должностные лица при принятии решений об установлении цен (тарифов), то за неисполнение решений мы малозначительность не применяем и считаем необходимым, чтобы каждое решение было исполнено в срок и надлежащим образом», – подчеркнула Юлия Юдина.
Она уделила особое внимание подходам к расчету расходов на амортизацию и напомнила, что такие отчисления, планируемые к вводу в последующих периодах регулирования, не учитываются при формировании необходимой валовой выручки: «Расчет производится исходя из объектов, принятых регулируемой организацией на баланс. Расходы на амортизацию объектов основных средств, приобретенных (созданных) за счет целевых бюджетных средств, не подлежат включению в регулируемые тарифы, поскольку организация не понесла затраты по приобретению (созданию) таких объектов (получила на безвозмездной основе)».
Юлия Юдина также рассказала о нескольких решениях в сфере электроэнергетики, которые Комиссия ФАС России приняла в 2020 г. в ходе досудебных споров.
В сессии также приняли участие начальник отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении ФАС России Анна Старостина и начальник отдела рассмотрения жалоб в сфере ЖКХ и железнодорожных перевозок ФАС России Виктория Потапова. Они рассказали о подходах к формированию статей затрат, которые наиболее часто вызывают вопросы у регуляторов, а именно амортизация, формирование резервов по сомнительным долгам, экономия средств на оплату потерь электроэнергии при установлении тарифов, недопустимость расширительного толкования критериев ТСО.
В завершение был анонсирован выход второго книжного издания, посвященного обзору тарифных решений и предписаний ФАС России в сфере тарифного регулирования. Первый том выпущен в 2019 г.
«Секция по досудебному регулированию споров уже стала традиционной при Всероссийском семинаре-совещании, проходит уже в 5-й, юбилейный раз, и из года в год вызывает большой интерес среди регулируемых организаций и органов тарифного регулирования субъектов Федерации. За полтора часа мы обсудили много важных вопросов и надеемся, что эта секция и в дальнейшем будет вызывать интерес у слушателей», – заключила Юлия Юдина.
ФАС России
Читайте также о других выступлениях в рамках 5-го Всероссийского тарифного семинара-совещания: