В период кризиса банки начали все чаще пренебрегать принципами добросовестной конкуренции. ФАС России связывает эту тенденцию с повышенной обеспокоенностью банков по поводу сохранения уровня ликвидности и попытками привлечь клиентов всеми доступными способами, заявил заместитель главы службы Андрей Кашеваров. «Если раньше по последствиям кризисов нами возбуждалось 2–3 дела, то с начала пандемии мы выдали уже 12 предупреждений, – приводят его слова «Ведомости». – Это достаточно четкий показатель того, что банки активно привлекают клиентов, не всегда следуя принципам добросовестности».
Нынешний кризис отличается от кризисов 2008 и 2014 гг. не только количественно. «В прошлые кризисы стандартными формами нарушений были изменение процентных ставок по вкладу в течение действия договора, введение запрета на пополнение вклада или введение процентов за снятие денежных средств», – отметил Кашеваров. Когда кризисные явления ослабевали, банки стремились избавиться от обременительных для себя условий по обслуживанию вкладов и делали это, как правило, за счет клиентов.
«Сейчас мы видим совершенно иную картину как поведения банков», – утверждает заместитель главы ФАС России. Заметно расширилась линейка продуктов, в которых банки умалчивают о существенных для клиента условиях. Если раньше лукавство касалось в основном вкладов, то сейчас оно распространилось и на накопительные счета, а также затронуло вопросы начисления кешбэка на кредитные и дебетовые карты.
Предлагая клиентам накопительные счета, недобросовестные банки порой заявляют по остаткам на этих счетах в два раза более высокие проценты, чем по текущим банковским вкладам. «Клиенты реагируют на эти предложения и открывают накопительные счета, например, не обращая внимания на то, что повышенная ставка начинает действовать только с 12-го месяца после нахождения денежных средств на этом счете. Мы также фиксируем, что банки могут в одностороннем порядке изменять проценты по остаткам на этих счетах в сторону снижения», – приводит примеры заместитель главы ФАС России.
По-прежнему встречаются случаи неполноты и недостоверности информации банков на сайтах о действующих тарифах при обслуживании дебетовых и кредитных карт.
Читайте также: «ФАС России: банки вводят в заблуждение высокими ставками по накопительным счетам».