Развитие конкуренции стало неотъемлемой частью экономической политики. В настоящий момент во всех субъектах РФ разработаны «дорожные карты», нацеленные на достижение ключевых показателей развития конкуренции, установленных на региональном уровне. Ожидается, что их реализация к концу 2022 г. позволит увеличить количество частных организаций в 73 субъектах РФ. Об этом говорится в Докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2019 г., подготовленном ФАС России. Для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и частных организаций проектом Национального плана развития конкуренции на период 2021–2025 гг. предусмотрены следующие мероприятия:
- установление льготных режимов и преференций для субъектов МСП, приобретающих государственное и (или) муниципальное имущество;
- недопущение увеличения налогов на такое имущество на долгосрочный период;
- обеспечение стабильности кадастровой стоимости этого имущества на долгосрочный период;
- определение перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется только у субъектов малого предпринимательства;
- создание единой прозрачной госсистемы учета мер государственной и муниципальной поддержки и преференций, а также ведение единого реестра мер такой поддержки и преференций, оказываемых хозсубъектам, в том числе субъектам МСП.
Документом планируется направлять директивы представителям РФ в хозяйственных обществах с госучастием о заключении долгосрочных договоров на оказание услуг, поставку товаров с субъектами МСП.
Кроме того, в числе мероприятий нового Нацплана развитие кооперативов, создаваемых для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. В числе прочего речь идет о производстве, переработке, сбыте промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции, выполнении работ, торговле и оказании других услуг. Их цель – предоставить малому бизнесу возможность создавать объединения для более эффективного ведения предпринимательской деятельности.
Также документом предполагается увеличить количество нестационарных, мобильных торговых объектов, ярмарок и торговых мест на них.
В случае принятия проекта Нацплана в существующей редакции планируется разработать и внести в Госдуму ряд законопроектов. Они посвящены предоставлению малым предприятиям торговли права объединяться в торгово-закупочные союзы и установлению квоты в размере 20% для малого бизнеса в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций (наружной рекламы).
Цель всех перечисленных мероприятий – создать условия для развития малого и среднего предпринимательства и обеспечить стабильное ведение предпринимательской деятельности на долгосрочную перспективу в пределах «горизонта планирования» бизнеса.
Проект определяет 18 приоритетных отраслей (сфер, видов деятельности), в которых предполагается достижение ожидаемых результатов развития конкуренции. В их числе агропромышленный комплекс, сферы телекоммуникаций, информационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности (в том числе химической и нефтегазохимической), природных ресурсов, строительства, транспорта, образования, здравоохранения, финансовых рынков и торговли.
«Конкуренция – это один из ресурсов, который способен как помочь экономике страны, так и противостоять внезапно возникшему глобальному кризису, Национальный план развития конкуренции должен стать неотъемлемой частью общенационального плана восстановления экономики», – заключил руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
ФАС России
Читайте также о других предложениях и выводах, изложенных в Докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2019 г.: