В Докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2019 г. ФАС России указывает, что картельные сговоры наносят существенный вред государственному бюджету, подрывают основы рыночной экономики, лишая в долгосрочной перспективе конкурентоспособности товары и услуги, производимые в стране, и нередко заключаются в стратегически важных областях экономики. В 2019 г. ФАС России возбудила 944 дела о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений и запрещенных согласованных действиях, из них 424 дела о картелях. При этом более 87% дел по картелям – сговоры на торгах (320 дел).
Более трети антиконкурентных соглашений связано с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, включая их обслуживание и благоустройство прилегающих территорий (37%). Лекарственные препараты – 11%, продукты питания – 10%, транспортные перевозки – 8%; сделки с недвижимостью – 6%; ГСМ – 5%, капитальный ремонт – 4%.
Для эффективного противодействия картелям, а также ужесточения уголовной и административной ответственности за участие в них ФАС России разработала ряд законопроектов, предусматривающих:
- совершенствование диспозиции ст. 178 УК РФ и повышение санкций за сговоры на торгах;
- право антимонопольных органов получать результаты оперативно-разыскных мероприятий;
- введение реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений;
- наделение антимонопольного органа правом на изъятие документов и предметов при проведении внеплановых выездных проверок по делам о картелях;
- увеличение срока давности рассмотрения картельных дел;
- заключение соглашения о сотрудничестве между антимонопольными органами и хозсубъектом, поданного в целях смягчения или освобождения от ответственности;
- введение предупреждения о возможности привлечения за участие в антиконкурентном соглашении к административной и уголовной ответственности в извещении об осуществлении закупки;
- ужесточение административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа.
Во исполнение перечня поручений Президента РФ для автоматизации процесса выявления и доказывания картелей и других антиконкурентных соглашений ФАС России разработала концепцию аналитической информационной системы «АнтиКартель» (или «Большой цифровой кот»).
В прошлом году служба подготовила и внедрила в работу первый модуль АИС «АнтиКартель», предназначенный для анализа базы закупок Единой информационной системы в сфере закупок.
Дальнейшие разработка и внедрение в деятельность ФАС России всех модулей АИС позволят значительно повысить эффективность противодействия антиконкурентным соглашениям. В результате будет обеспечена существенная экономия бюджетных средств, а также необходимая цифровая трансформация, направленная на повышение качества осуществления возложенных на антимонопольный орган функций.
Эффективная работа по противодействию картелям невозможна и без активного взаимодействия с правоохранительными органами. Так, с целью совершенствования взаимодействия между надзорными, контролирующими и правоохранительными органами Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2019 № 1314-р утверждена межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019–2023 гг.
В 2019 г. антимонопольные органы направили правоохранителям для рассмотрения и принятия решения 157 сообщений о преступлениях. По результатам их рассмотрения следственные органы МВД России и Следственного комитета РФ возбудили 37 уголовных дел, 22 из которых по ст. 178 УК РФ.
В 2019 г. суды рассмотрели и впервые за несколько лет вынесли обвинительные приговоры по 4 уголовным делам (Санкт-Петербург, Самара, Саратов и Новосибирск). В законную силу вступило 3 приговора.
«Картели – большое зло в экономике всех стран. Все, кто сговаривается на торгах, договаривается по ценам, по сути, находится в заговоре против потребителей, против российских граждан. И без уголовных дел здесь не обойтись. Мы стараемся не только наказать виновных, но и объяснить, что такая практика осуждается, что по российским законам так делать нельзя, и мы надеемся, что такое понимание к бизнесу рано или поздно придет», – прокомментировал глава ФАС России Игорь Артемьев.
ФАС России
Читайте также о других предложениях и выводах, изложенных в Докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2019 г.: