Пермское УФАС России завершило рассмотрение антимонопольного дела в отношении теплоэнергетического холдинга ПАО «Т Плюс». В действиях компании установлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем создания дискриминации для отдельного потребителя тепловой энергии на территории Перми. Законодательство предусматривает наделение отвечающей заданным критериям теплоснабжающей организации, осуществляющей деятельность на территории муниципального образования в пределах соответствующей зоны источника теплоснабжения, статусом единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Этот статус подразумевает установление для всех потребителей в зоне деятельности ЕТО единого тарифа, по которому ЕТО будет обязана отпускать тепловую энергию и заключать договоры теплоснабжения с потребителями.
Согласно схеме теплоснабжения Перми с 2015 г. статус ЕТО, в том числе в зоне источников теплоснабжения ТЭЦ-6, ТЭЦ-9, ТЭЦ-13, присвоен ООО «Пермская сетевая компания» (дочерняя структура «Т Плюс»). Однако до настоящего времени Пермская сетевая компания единый тариф в установленном порядке не получила. В свою очередь «Т Плюс» в отдельных случаях продолжило выступать в роли теплоснабжающей организации по отношению к ряду потребителей в зоне действия ЕТО путем заключения сотен новых договоров теплоснабжения после 2015 г.
При этом другим потребителям (товарищества собственников жилья, управляющие компании, физические лица), находящимся в аналогичных равных условиях, «Т Плюс» в заключении договора отказывало, ссылаясь на отсутствие для этого «экономического и технологического обоснования», и предлагало обратиться для оформления договорных отношений в Пермскую сетевую компанию. Нужно отметить, что тарифы в сфере теплоснабжения «Т Плюс» на 30% ниже, чем у Пермской сетевой компании.
Эти обстоятельства послужили основанием для выдачи «Т Плюс» в 2019 г. предупреждения о прекращении дискриминации конкретного ТСЖ, обратившегося с заявлением в УФАС. От исполнения предупреждения холдинг отказался и безуспешно пытался отменить его через суд. Впоследствии УФАС возбудило антимонопольное дело.
«Принципы, которыми руководствуется ПАО „Т Плюс“ при принятии решений: с кем оформлять договорные отношения, а кому отказывать – антимонопольная служба сочла необоснованными, – пояснил заместитель руководителя Пермского УФАС России Николай Хаснуллин. – Из-за разности тарифов потребители ПАО „Т Плюс“ находятся в более благоприятном положении по сравнению с потребителями ООО „Пермская сетевая компания“. Но произвольный подход к заключению договоров теплоснабжения с потребителями по собственному усмотрению недопустим и свидетельствует о злоупотреблении ПАО „Т Плюс“ доминирующим положением на рынке. Мы полагаем, что группа хозяйствующих субъектов ПАО „Т Плюс“ и ООО „Пермская сетевая компания“ осуществляет деятельность по принципу взаимозаменяемости, где заключение договоров теплоснабжения обусловлено перспективой получения каждой из этих компаний наибольших преимуществ, направленных на извлечение максимальной прибыли от деятельности в сфере теплоснабжения в интересах всей группы».
По итогам антимонопольного дела «Т Плюс» выдано предписание о прекращении дискриминации. Кроме того, теплоснабжающей компании грозит оборотный штраф от 1 до 15% от суммы выручки от реализации соответствующих услуг.
«Т Плюс» уже обратилось для обжалования решения и предписания УФАС в арбитражный суд.
В производстве Пермского УФАС России находится еще несколько аналогичных антимонопольных дел, возбужденных в отношении «Т Плюс» по заявлениям пострадавших от дискриминации потребителей. Эти дела по объективным причинам приостановлены, но в ближайшее время их рассмотрение будет возобновлено, по ним будут приняты решения.
Пермское УФАС России