Апелляционная коллегия ФАС России подтвердила правомерность выводов Челябинского УФАС России о признании ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) нарушившим Закон о защите конкуренции. Компания злоупотребила своим доминирующим положением, отказавшись от вывоза твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий, в рамках договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу. С заявлениями в УФАС обратились 17 граждан, КТОС «Миасский» Центрального района г. Челябинска и Ассоциация «НПСО „Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала“» (членами являются 39 управляющих компаний).
ЦКС – единственный участник рынка услуг регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области в 2019 г. Положение хозсубъекта на рынке признано доминирующим.
Заявители указали, что региональный оператор по обращению с ТКО в период проведения санитарной очистки придомовых территорий (в апреле – июне 2019 г.) не вывозил образовавшиеся в результате такой уборки отходы. По мнению ЦКС, отходы, образующиеся в результате уборки придомовых территорий, не относятся к ТКО и не включены в единый тариф регионального оператора. В связи с этим у регоператора отсутствует обязанность по их вывозу.
УФАС в ходе рассмотрения дела детально изучило законодательство в сфере обращения с ТКО и мнения органов госвласти.
Установлено, что под отходами, образующимися при уборке придомовой территории, понимаются отходы от уборки, осуществляемой в рамках содержания общего имущества в многоквартирных домах. Сюда входит: подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистка металлической решетки и приямка. В состав таких отходов входит все, что сметается с придомовой территории, в том числе опавшая листва, мелкие ветки, скошенная трава.
Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта РФ обеспечивает региональный оператор.
Таким образом, ЦКС обязан вывозить отходы, образовавшиеся от уборки придомовых территорий, в том числе в период санитарной очистки территорий (массовых субботников в апреле – июне), на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.
В своем решении ведомство указало, что такие действия ЦКС нарушают интересы управляющих и обслуживающих организаций, поскольку они вынуждены заключать иные договоры и расходовать средства из платы за содержание и ремонт, а также интересы неопределенного круга потребителей услуги – собственников жилых помещений в МКД, дважды оплачивающих одну и ту же услугу.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в марте 2020 г. ЦКС направил управляющим организациям уведомление о необходимости заключить отдельные договоры на сбор, транспортирование и размещение отходов от субботников (мероприятий по уборке прилегающих территорий в 2020 г.).
УФАС выдало предписание о необходимости отозвать данное письмо, а также не допускать злоупотребление доминирующим положением (нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). ЦКС должно вывозить ТКО, образовавшиеся от уборки придомовых территорий в Челябинске, в период санитарной очистки территорий, в рамках договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.
За нарушение антимонопольного законодательства регоператор будет привлечен к административной ответственности.
Челябинское УФАС России
Читайте также: «Апелляционная коллегия ФАС России признала незаконным отказ Центра коммунального сервиса заключать договор на сортировку мусора».