В контрольной практике ФАС России часто встречаются нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах. Так, согласно Докладу о состоянии конкуренции в РФ за 2019 г. основными нарушениями законодательства о контрактной системе (Закон № 44-ФЗ) являются: - нарушения при размещении информации в Единой информационной системой в сфере закупок;
- порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- порядка отбора участников закупок;
- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;
- порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.
В целях совершенствования законодательства о контрактной системе Минфин России, ФАС России и Федеральное казначейство совместно подготовили оптимизационный пакет поправок. Как уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов, ожидается, что многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах.
В частности, документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
В целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению согласия, введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.
Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через 2 ч после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.
В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной цены для всех закупок свыше 20 млн руб.
Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически ЕИС в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов. Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.
В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.
Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС в сфере закупок. Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.
В настоящий момент оптимизационный пакет поправок находится на завершающихся согласительных процедурах в Правительстве РФ.
ФАС России
Читайте также: