Неконкурентный сектор закупок по Закону № 44-ФЗ постоянно увеличивается и достиг в 2019 г. 66% в общей сумме закупок (из расчета начальной максимальной цены контракта) против 39% в 2016 г. К таким выводам пришел коллектив авторов Высшей школы экономики в докладе «Система госзакупок в РФ», пишет «Коммерсантъ». Под неконкурентными закупками понимаются «прямые закупки» у единственного поставщика и закупки по итогам несостоявшихся конкурентных процедур (например, из-за подачи лишь одной заявки на участие). В денежном выражении объем неконкурентного сектора в 2019 г. составил 6,7 трлн руб., в том числе 6,2 трлн руб. пришлось на закупки по результатам несостоявшихся конкурентных процедур. При этом в 2019 г. их доля достигла максимального значения – 62% против 49 и 40% в предыдущие два года.
Как указывают авторы, такие показатели обусловлены усилением «аукционного крена» из-за упрощенной процедуры электронного аукциона (сокращен срок проведения и др.) – на них приходится 86% отмененных процедур на сумму 5,3 трлн руб. (две трети госзаказа). На «прямые закупки» формально приходится лишь 0,44 трлн руб., однако де-факто их объем гораздо больше, поскольку с 2019 г. госзаказчики получили право не публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в Единой информационной системе в сфере закупок.
По подсчетам авторов, общий объем таких закупок составил 1,45 трлн руб., а доля неконкурентного сектора в таком случае достигает 76%.
Неконкурентный сектор в закупках госкомпаний с учетом восстановленных данных выше – 79%, или 10,6 трлн руб. При этом по сравнению с закупками по Закону № 44-ФЗ в Законе № 223-ФЗ преобладает доля закупок у единственного поставщика (38 против 14% в Законе № 44-ФЗ), тогда как доля несостоявшихся процедур ниже, чем в госзаказе, – 42 против 62%. Наибольшая доля отмененных торгов также приходится на аукционы – 67%, или 5,3 трлн руб., что говорит об «имитационном характере данного способа определения поставщиков», констатируют авторы.
Впрочем, формально уровень конкуренции в госзаказе растет: число заявок на одну закупку по Закону № 44-ФЗ выросло с 2,3 заявки на лот в 2018 г. до 2,8 заявки в 2019-м, а для закупок по Закону № 223-ФЗ – с 1,2 до 2 заявок.
Эксперты ВШЭ указывают на целесообразность сохранения сложившейся практики для госкомпаний, при этом добиваться повышения прозрачности в сегменте авторы предлагают за счет внедрения «закупочного аудита» по аналогии с процедурами финансового аудита.
По мнению экспертов, добиться повышения конкуренции в закупках по Закону № 44-ФЗ можно за счет упрощения процедур и расширения способов закупок вплоть до «конструирования отдельного способа» для крупных контрактов свыше 1 млрд руб.
Читайте также: «Бизнес-омбудсмен предложил использовать механизм аккредитивов в госзакупках».