Ассоциация морских торговых портов (АСОП) пожаловалась в ФАС России на то, что новые поправки к Закону о морских портах, разработанные Минтрансом России, дискриминируют бизнес. Об этом сообщает «Коммерсантъ». Согласно поправкам, инвесторы в портовую инфраструктуру должны зафиксировать объем вложений и срок ввода объектов в согласованных с Росморречфлотом декларациях о намерениях, а также предоставить гарантии – деньгами, банковскими гарантиями или поручительствами. Документ проходит публичное обсуждение до 26 августа 2020 г. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» устанавливает дополнительные требования для инвестиций в морские порты, утверждают в АСОП, что может рассматриваться как введение административных барьеров и нарушение законодательства о защите конкуренции.
В поправках указано, что если инвестор нарушает условия инвестиционного соглашения с государством и досрочно его расторгает, то его понесенные расходы не возмещаются, а также расторгаются и договоры аренды земельных участков и объектов недвижимости. Это, по мнению АСОП, грубо нарушает права собственности инвестора. Положение о невозмещении расходов может рассматриваться как коррупциогенное, считают в ассоциации. Так, нарушение сроков строительства (главное основание для разрыва соглашений) чаще всего случается по объективным причинам, при этом «у органа исполнительной власти как стороны соглашения возникают преимущества и возможности оказания давления на инвестора под угрозой лишения его инвестиций».
В ФАС России с этим не согласны. Заместитель руководителя службы Александр Редько заявил, что законопроект Минтранса России «предъявляет разумные требования к инвесторам морских портов – выполнять свои обязательства в срок, если хочешь, чтобы государство развивало инфраструктуру». Это повышает эффективность государственных вложений и отчасти исправляет перекос, когда ответственность за развитие инфраструктуры лежит на государстве, а доходы от деятельности порта идут инвестору, поясняет чиновник. «Полагаем верным дополнить законопроект положениями о повышении платы за аренду государственного имущества в портах от текущих копеечных расценок до справедливого рыночного уровня. Дополнительные 30 миллиардов рублей в год источников на строительство инфраструктуры новых портов и железнодорожных подходов к ним кардинально улучшат ситуацию с конкуренцией и доступностью портовых услуг, в том числе позволят завершить переориентацию перевалки грузов из сопредельных государств», – заключил господин Редько.
Источники издания среди грузоотправителей считают, что предлагаемые меры негативно отразятся на инвестициях в порты. Они говорят, что декларация о намерениях – это лишь предварительный этап инвестиционного проекта, когда еще нет подтверждения грузовой базы и источников финансирования, и возлагать ответственность за невыполнение условий деклараций – неверно и необъективно. А также обращают внимание, что в законопроекте нет порядка определения размера гарантий, обеспечивающих обязательства инвестора. Также они уверены, что из проекта нужно исключить реконструкцию морских портов. Кроме того, должна быть введена зеркальная ответственность по выполнению обязательств со стороны государства по строительству инфраструктуры.