Аналитический центр «Национальный рейтинг прозрачности закупок» опубликовал итоги исследования национального рынка государственных закупок в период пандемии COVID-19. Для сравнительного анализа всех закупочных процедур был взят период с 1 февраля по 31 мая 2019 и 2020 гг., чтобы выявить последствия распространения COVID-19 для контрактной системы РФ в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.
По итогам исследования за февраль – май 2020 г. обнаружен рост объема госзаказа на 20,87% (в финансовом выражении), до 3,9 трлн руб. В количественном выражении наблюдается снижение числа процедур на 11,3%, до 1 124 623 процедур за четыре месяца. Этот показатель, объясняют аналитики, связан с введением поправок по увеличению порога начальной (максимальной) цены контракта к ряду видов процедур.
Доля отмененных процедур в период COVID-19 ожидаемо больше прошлогоднего значения. Если в феврале – мае 2019 г. она составляла 4,48% по сумме и 1,62% по количеству от общего объема размещенного госзаказа, то в 2020 г. эти показатели составили 9,26 и 2,86% соответственно. Это подтверждает тот факт, что заказчикам пришлось пересмотреть намеченные ранее планы и приостановить часть запланированных закупочных процедур.
Основной целью исследования был анализ экономической эффективности проведения закупок в период эпидемиологической обстановки на территории РФ и анализ уровня деловой активности в стране.
Исследование показало, что в период пандемии экономическая активность бизнеса возросла. По основным видам закупочных процедур среднее количество участников возросло. Таким образом, подчеркивают авторы анализа, кризисная ситуация подтолкнула бизнес быть более активным на рынке госзаказа и искать дополнительные источники повышения своей эффективности для предложения более конкурентоспособных цен.
Контракты с единственным поставщиком за февраль – май 2020 г. выросли на 114 млрд руб. (13,85%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако количество контрактов сократилось на 242 100 (34,1%). Отчасти этот показатель обусловлен введенными поправками об увеличении порога начальной (максимальной) цены контракта, но и товары, связанные с недопущением распространения коронавируса, приобретались через единственного поставщика.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»