ФАС России обнаружила в действиях АО «Райффайзенбанк» признаки нарушения антимонопольного законодательства. Банк на своем официальном сайте предлагал дебетовые и кредитные карты с кешбэком в размере 1,5%. При этом в рекламных материалах он также обещал ежемесячно возвращать стоимость покупок в указанном размере без каких-либо ограничений. В правилах программ лояльности по каждой из карт указаны полные условия начисления кешбэка, в том числе и ограничения для его получения. Ряд операций, по которым не предусмотрено получение кешбэка, представлен в виде таблицы с указанием МСС-кодов (присваиваемый банком-эквайером параметр, сведения о котором банк-эмитент получает после совершения в таком торгово-сервисном предприятии операций оплаты с помощью выпущенной банком-эмитентом карты). Однако система применения таких кодов специфична и большинство клиентов не владеют информацией о механизме ее функционирования, а также не знают о применении такой системы. При этом в правилах «Райффайзенбанка» не указано, каким образом клиенты могут узнать МСС-код до совершения операций.
В связи с этим ФАС России выдала банку предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14.2 Закона о защите конкуренции). Банк обязан исполнить его в течение 30 дней с момента получения.
«Конкуренция банков должна происходить за счет привлечения потребителей хорошими условиями и качеством обслуживания, а не за счет введения граждан в заблуждение о своих продуктах. Подобное поведение не только нарушает конкурентную среду на рынке и наносит убытки добросовестным кредитным организациям и потребителям, но и снижает доверие к банковской системе в такой сложный для страны, в том числе с экономической точки зрения, период», – прокомментировала действия «Райффайзенбанка» начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.
«Кредитные организации используют кешбэк в качестве одного из преимуществ своих продуктов, тем самым привлекая потребителей обещаниями более выгодных условий. Это не первые случаи жалоб на неисполнение банками заявленных условий обслуживания. Подобное поведение, равно как и неполное донесение до потребителей условий программ лояльности для повышения спроса на услуги, недопустимо и будет пресекаться антимонопольными органами», – отметила заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Александра Нестерова.
ФАС России
UPD: