В ходе второго дня регионального семинара-совещания территориальных органов ФАС России, расположенных в Северо-Кавказском и Южном Федеральных округах, представители ведомств обсудили антимонопольное законодательство и практику правоприменения. Мероприятие открыла заместитель начальника Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская, рассказав о правовых позициях коллегиальных органов ФАС России.
По ее словам, универсальность правовых подходов, сформированных коллегиальными органами ФАС России, определена в первую очередь разнообразием категорий дел, решения по которым обжалуются в Апелляционной коллегии ФАС России.
«При этом в 2019 году и первом полугодии 2020 года наблюдалась разнонаправленная динамика изменения количества апелляционных жалоб, подаваемых по различным категориям дел. Наибольший рост отмечен по делам об антиконкурентных соглашениях и нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, – отметила Марьяна Матяшевская. – Важным является и формирование и публикация общедоступной базы прецедентных дел, рассматриваемых коллегиальным органом ФАС России, которые необходимы для правоприменителей в территориальных органах, а также для участников товарных рынков для понимания, в каком случае модель поведения правомерна, а в каком – недопустима и может привести к нарушению антимонопольного законодательства».
Для этих целей Президиум ФАС России ежегодно утверждает Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России, в который включаются практикообразующие дела, рассмотренные в порядке внутриведомственной апелляции по всем категориям дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Проект такого обзора практики за 2019–2020 гг. готовится к рассмотрению на Президиуме ФАС России.
Заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Оксана Малая рассказала о правоприменительной практике в сфере контроля торгов и полномочиях ведомства в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Она обратила внимание на необходимость формирования единообразной практики применения положений ст. 18.1, уточнив порядок обжалования действий организаторов торгов, операторов и комиссий, а также сроки подачи жалоб на торги.
«Жалоба, поданная в электронной форме, должна быть подписана электронной цифровой подписью, в ином случае такая жалоба должна быть возвращена», – подчеркнула она.
Также Оксана Малая рассказала о подведомственности рассмотрения жалоб центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России.
Начальник Управления регулирования транспорта ФАС России Адиля Вяселева отметила необходимость использовать единообразный подход при выявлении нарушений, связанных с перевозками по внутригородским маршрутам: «Нельзя допускать ограничение конкуренции путем укрупнения лотов за счет объединения групп маршрутов. Это может привести к тому, что в конкурсах не смогут принимать участие небольшие местные перевозчики. Нельзя допускать создание преференций государственным или муниципальным перевозчикам, потому что тогда с рынка будут вытеснены частные компании. Подобная практика противоречит антимонопольному законодательству и Национальному плану развития конкуренции».
Спикер подчеркнула, что целесообразно обеспечить разумный масштаб лотов, позволяющих небольшим перевозчикам конкурировать на рынке перевозок. При этом доля одного перевозчика не должна превышать 35% рынка.
Начальник Управления регулирования транспорта также обратила внимание на необходимость обеспечить равный доступ всех участников рынка к мерам государственной финансовой поддержки.
ФАС России