Минэкономразвития России дало отрицательную оценку регулирующего воздействия поправок ФАС России к Закону о защите конкуренции, расширяющих действие антимонопольных норм на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), сообщает «Коммерсантъ». Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ в части установления антимонопольных требований к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг». Это в первую очередь затронет ИТ-компании, для которых инициатива будет означать отмену антимонопольных иммунитетов. Они выражаются в том, что на участников рынка, в частности, не распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением и на участие в антиконкурентных соглашениях. Как настаивает ФАС России, в подобных случаях РИД могут использоваться не только в целях инновационного развития, но и для монополизации рынка и ограничения конкуренции.
В Минэкономразвития России же уверены, что проблемы, на решение которой направлен проект ФАС России, не существует. В министерстве отмечают, что, по данным самой же службы о состоянии конкуренции в РФ за 2018 г., количество дел по нарушениям в сфере ИТ «продолжает сокращаться». Использование прав на РИД должно регулироваться гражданским, а не антимонопольным законодательством, добавляют в Минэкономразвития России, приводя отрицательные отзывы бизнеса. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей критикует отсылки ФАС России к зарубежному опыту, поясняя, что, несмотря на отсутствие там антимонопольных иммунитетов, возможности регулирующих органов на рынках ИТ все же существенно ограничены.
Проект ФАС России критиковала и Минкомсвязь России, а сами ИТ-разработчики обратились в Правительство РФ с просьбой приостановить обсуждение инициативы как минимум на год, чтобы поддержать отрасль во время пандемии.
В ФАС России говорят, что продолжают доработку проекта, добавляя, что пока он находится на рассмотрении в Правительстве РФ, а «ряд конструктивных замечаний», в том числе от Минэкономразвития России, учтены.