Состоялось совместное заседание научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России и Комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский отметил, что при разработке Национального плана развития конкуренции в РФ на 2021–2025 гг. необходимо учитывать особенности, связанные с введением ограничений в результате пандемии COVID-19.
«Также нужно обратить внимание на цифровизацию и онлайн-обращение товаров, которые предполагают использование соответствующей инфраструктуры, площадок, которые начинают оказывать влияние на традиционный товарный рынок. В связи с этим принятие пятого антимонопольного пакета становится в разы актуальнее», – отметил он.
Сергей Пузыревский напомнил, что в 2020 г. завершается трехлетний период первого Нацплана развития конкуренции, и скоро предстоит подвести его итоги.
«Что касается Нацплана на следующий период, важно, чтобы он был утвержден вовремя, несмотря на то что идут серьезные дискуссии по его отдельным положениям, нам необходимо актуализировать комплекс мероприятий, которые должны продвигаться в сфере конкуренции», – добавил заместитель руководителя ведомства.
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал о достижении показателей и основных мероприятиях первого Нацплана. В частности, во всех отраслях экономики обеспечено присутствие не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.
Еще один важный результат: по сравнению с 2017 г. в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Кроме того, было достигнуто 18 из 38 ожидаемых результатов развития конкуренции.
В рамках реализации мероприятий Нацплана приняты федеральные законы о запрете создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, о неприостановлении действия предписаний в отношении органов власти при обжаловании их в суд и об антимонопольном комплаенсе. В Госдуму внесен законопроект о расширении права Правительства РФ на использование интеллектуальной собственности без согласия патентообладателя в случае угрозы жизни и здоровью граждан.
В Правительство РФ внесен пятый «цифровой» антимонопольный пакет, законопроект о реформировании правового регулирования естественных монополий, законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов).
«Нацплан – это комплексный документ, 1 января 2019 года – это дата внесения всех законопроектов в Госдуму, однако часть из них еще находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Дискуссия над законопроектами требует более активного вмешательства экспертного сообщества», – отметил Артем Молчанов.
По словам спикера, региональный блок мероприятий реализован на 100%: все регионы утвердили ключевые показатели развития конкуренции, новые «дорожные карты», внесли изменения в положения органов исполнительной власти, приняли акты об организации антимонопольного комплаенса. Девять субъектов РФ уже утвердили планы по реформированию унитарных предприятий, в завершающей стадии разработки находятся планы еще в 38 регионах страны.
«Важно после каждого этапа реализации Национального плана оценивать не только количественные, но и качественные показатели. Чем шире будет оценочная работа со стороны не только ФАС, но и экспертного сообщества, тем более объективные результаты мы получим», – заявил спикер.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова рассказала о подготовке проекта Национального плана развития конкуренции в РФ на 2021–2025 гг. Документ разработан ФАС России на основании поручения Правительства РФ, прошел процедуру согласования с 45 федеральными органами власти, из которых 21 поддержал документ. В настоящее время проект внесен в Правительство РФ.
За последние три десятилетия в России уже накоплен опыт разработки и реализации программных документов в сфере развития конкуренции, что позволило при подготовке нового Нацплана провести оценку результатов их внедрения, проанализировать факторы, препятствующие достижению всех заявленных целей: «В частности, важную роль в достижении результатов играет своевременность выполнения мероприятий и их взаимоувязка. При подготовке проекта Нацплана стояла задача сформулировать его положения так, чтобы мероприятия исходили из единой концепции, взаимодополняли друг друга и в комплексе имели ощутимый результат для экономики», – отметила Оксана Кузнецова.
Мероприятия проекта Нацплана условно можно разделить на три блока: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, в том числе путем вовлечения в хозяйственный оборот непрофильного неиспользуемого имущества, цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.
Также документом предусмотрен комплекс мероприятий по развитию биржевой торговли, отдельный пакет мер затрагивает регулирование сферы финансовых рынков, выделены мероприятия в сфере международного сотрудничества.
Для решения поставленных задач проект Нацплана содержит ряд поручений федеральным, региональным и муниципальным органам власти.
В связи с необходимостью нивелировать последствия пандемии COVID-19 проект дополнен антикризисными мерами, направленными на поддержку малого бизнеса, в частности в сфере торговли и рекламного дела, сформулированными в том числе по результатам обсуждения с представителями бизнес-сообщества.
Также с докладом выступил помощник руководителя ФАС России, главный научный сотрудник Института проблем развития науки Российской академии наук Сергей Максимов. Он рассказал о концепции «дорожной карты» развития конкуренции в сфере науки и образования.
В целом работа над проектом «дорожной карты» завершена, она должна обеспечить рост эффективности закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИР и НИОКТР).
«Для работы над этим документом ФАС и РАН еще в ноябре 2019 года создали совместную рабочую группу. Одной из ключевых проблем развития науки и образования является фактическая невозможность непосредственного участия в госзакупках НИР и НИОКТР физических лиц и их временных коллективов, то есть тех, кто собственно и осуществляет научную детальность (научные работники, преподаватели вузов, самозанятые граждане, в том числе находящиеся на пенсии или в отставке). Это приводит к тому, что 80–85% средств, выделяемых на выполнение НИР организациям – победителям закупок, возвращается в качестве налогов в бюджет и различные фонды, расходуется на бюрократические и хозяйственные нужды организаций.
Наряду с «организационным рабством» ученых и преподавателей крупным барьером для развития конкуренции в российской науке является монопольная зависимость российских научных и образовательных организаций от зарубежных реферативных баз данных, ставшая фактором деградации отечественной аспирантуры и докторантуры, научной периодики и монографической литературы, журналов. Эта зависимость от зарубежных монополий привела к вытеснению экспертной наукометрии борьбой за лучшие библиометрические показатели, что в большей степени отвечает интересам зарубежных бенефициаров, а не России», – отметил Сергей Максимов.
ФАС России