15 июля 2020 г. в формате видео-конференц-связи состоялся региональный семинар-совещание территориальных органов ФАС России, расположенных в Центральном федеральном округе. В своем выступлении заместитель начальника Правового управления службы Оксана Кузнецова отметила, что в конце 2020 г. будут подведены итоги реализации Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг. За последние несколько лет была создана основа конкурентной политики, приняты Нацплан и «Дорожная карта» по развитию конкуренции в отраслях экономики (Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р), кроме того, Президент РФ дал поручения по итогам Госсовета по вопросам развития конкуренции.
«По сравнению с 2017 годом в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, но наша цель – снижение в два раза. Удалось достичь еще одного результата – во всех отраслях экономики обеспечено присутствие не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса», – заявила Оксана Кузнецова.
За последние годы принят ряд законов, которые ФАС России считает значимыми для экономики: о запрете создания ГУПов и МУПов на конкурентных рынках, о неприостановлении действия предписаний в отношении органов власти и органов местного самоуправления и об антимонопольном комплаенсе. Большими достижениями стали отмена роуминга, ряд реформ в рамках Закона № 44-ФЗ, развитие биржевой торговли и тарифного регулирования.
«Регионы активно включились в работу по исполнению Нацплана, все 100% утвердили ключевые показатели развития конкуренции, актуализировали дорожные карты, приняли акты о внедрении антимонопольного комплаенса», – подчеркнула Оксана Кузнецова. В качестве положительного примера она привела практики Москвы, а также Белгородской, Московской, Липецкой и Воронежской областей.
8 января 2020 г. вступил в силу закон, который запрещает деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках превышает 10% совокупной выручки предприятия за последний календарный год. Переходный период для вступления в силу положений закона установлен до 1 января 2025 г., что даст возможность провести реорганизацию предприятий из государственной в иную форму собственности.
«По всем возникающим у регионов вопросам мы должны найти решения уже сейчас, чтобы успешно реализовать реформу ГУПов до 2025 года. В наших общих интересах снизить негативное влияние унитарных предприятий на конкуренцию и повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», – подытожила заместитель начальника Правового управления ФАС России.
Заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Елена Рыбаченко в рамках своего выступления о внедрении Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ в 2019 г. рассказала о работе органа в части изменений нормативной правовой базы и лучших практиках регионов, а также об изменениях в методике мониторинга товарных рынков.
«В целом регионы справились, антимонопольное ведомство в этом оказало активную поддержку. Некоторых ключевых показателей было невозможно достичь, но большинство регионов достаточно хорошо отработали, поэтому к 2022 году, мы уверены, они достигнут всех ключевых показателей», – отметила она.
Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Екатерина Конопкина рассказала о проблемах доказывания ограничивающих конкуренцию соглашений, а также о способах их решения. Она перечислила основания для признания действий группы лиц допустимыми в силу их подконтрольности, затронула вопросы запрета картелей per se, а также отметила основные проблемы, возникающие при квалификации и доказывании антиконкурентных соглашений.
В частности, внимание терорганов акцентировано на закрытом перечне оснований для признания действий картелистов законными, к которым не могут быть отнесены гражданско-правовые договоры различного характера: договор доверительного управления, корпоративный договор, договор о сотрудничестве и иные.
Екатерина Конопкина отметила, что судебная практика поддерживает позицию антимонопольного органа о том, что в качестве доказательства перехода доли в уставном капитале (одно из оснований подконтрольности) надлежит рассматривать только официальные документы, например данные из ЕГРЮЛ, где фиксируются любые сделки с долями.
«Что касается доводов участников картелей о необходимости доказывания негативного эффекта на рынок. Суды в абсолютном большинстве, соглашаясь с антимонопольным органом, указывают, что при наступлении или возможности наступления последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах. А факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий презюмируется», – отметила Екатерина Конопкина.
Также спикер добавила: «Осуществление методического взаимодействия между УФАС и центральным аппаратом является ключевым фактором для формирования верного правоприменения. Хочется отметить, что в результате такого взаимодействия качество принимаемых актов значительно улучшилось».
Москва за счет эффективно выстроенной системы контроля обеспечивает высокий уровень конкуренции, выступая при этом крупнейшим регионом – заказчиком страны. Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков отметил: «Именно конкуренция позволяет столице экономить на закупках значительный объем финансовых средств, который город затем направляет на развитие приоритетных проектов и сервисов для жителей города. Сегодня в Москве используется широкий спектр инструментов контроля, один из которых – межведомственная рабочая группа, проверяющая обоснованность закупок и состав закупочной документации. В прошлом году объем рассмотренных в рамках ее работы закупок составил почти 1 триллион рублей, а это в два раза больше чем двумя годами ранее».
«В сегодняшней непростой экономической ситуации совместное обсуждение вопросов развития конкурентной среды актуально как никогда. Обмен мнениями и опытом с коллегами из других регионов помогает нам всем лучше понимать тенденции и формировать требования к работе в текущих условиях. В кризис возрастают риски использования в бизнесе недобросовестных схем, ведущих к снижению или ограничению конкуренции на рынке, поэтому одной из задач государства является оказание поддержки предпринимателям, которая направлена в том числе на недопущение использования недобросовестных методов ведения бизнеса. Своевременные и взвешенные адресные меры поддержки позволяют предотвратить развитие ситуации по негативному сценарию и не только помогают участникам рынка, но и способствуют поддержанию конкурентных отношений между субъектами предпринимательства», – считает министр экономики Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.
Кроме того, участники семинара-совещания заслушали доклад руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Ивана Щербакова о развитии конкуренции в системе закупок и торгов Москвы.
«Поддержка предпринимательства через систему государственных закупок – важный приоритет Москвы. В настоящее время более 50% всех госзакупок приходится на субъектов малого бизнеса. Кроме того, на Портале поставщиков на сегодняшний день работают более 180 тысяч предпринимателей, 90% активных пользователей ресурса – представители малого и среднего бизнеса, ежедневно здесь заключается свыше 1000 контрактов. Для заказчиков и поставщиков портал – это бесплатный и понятный инструмент, который обеспечивает равный и удобный доступ к закупкам малого объема. Частью программы по поддержке субъектов малого предпринимательства является также и программа льготной аренды, по условиям которой город выставляет на аукцион по стартовой цене 1000 рублей за квадратный метр в год за подвальные помещения и 4750 рублей – за помещения на первых этажах, в настоящий момент на таких льготных условиях на инвестиционном портале выставлено на аренду 90 и 138 помещений соответственно», – сказал Иван Щербаков.
ФАС России