Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела двухдневную сессию по конгломератным эффектам слияний и стартапам. «Комитет по конкуренции ОЭСР постоянно обращается к теме слияний и поглощений на своих заседаниях. Так, в 2019 году состоялись круглые столы по вертикальным слияниям в технологических отраслях и телекоммуникационном секторе, по контролю экономической концентрации на динамических рынках (в рамках Глобального форума ОЭСР по конкуренции с участием представителей более 100 конкурентных ведомств и международных организаций). Открытый день конкуренции ОЭСР также был посвящен теме слияний и цифровых технологий. В мае 2020 года на специальном вебинаре профильного комитета ОЭСР обсуждался контроль слияний во время COVID-19. На июньском заседании Комитета эксперты рассмотрели влияние конгломератных сделок на конкуренцию, так называемые убийственные поглощения, новые инструменты антимонопольных ведомств в условиях цифровизации и глобализации», – рассказал о работе комитета заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
Докладчики сессии отметили возможные негативные эффекты конгломератных слияний. Так, участие транснациональных корпораций в слияниях, поглощениях или других формах приобретения контроля может усилить их рыночную власть, а также иметь прямые или косвенные последствия для компаний из неродственных отраслей, включая устранение потенциальных конкурентов, в том числе за пределами географических границ рынка.
Вместе с тем во многих случаях конгломератные слияния и поглощения имеют несомненный позитивный эффект в области технологий, инноваций и расширения границ рынков. Поэтому при рассмотрении таких сделок требуется сбор больших объемов информации не только от участников сделки, но и от третьих лиц (в том числе потребителей и отраслевых экспертов), глубокий анализ последствий, основанный на применении разнообразных «теорий вреда» и сопоставлении положительных и отрицательных эффектов слияний.
Помимо традиционных негативных эффектов конгломератных слияний, участники дискуссии отмечали ряд современных особенностей: роль «перекрестного субсидирования» одних частей конгломерата за счет других (более прибыльных или генерирующих постоянный финансовый поток), растущая роль банков в формировании конгломератных экосистем, обладание большими данными, в том числе персональными данными потребителей, как стимул для слияния разнопрофильных компаний.
Говоря об адаптации контроля за экономической концентрацией к новым реалиям, участники сессии обратили внимание на роль стартапов в изменении архитектуры рынков. По мнению специалистов, стартапы предлагают инновационные разработки и могут в краткосрочной перспективе менять конъюнктуру рынков, что является серьезным вызовом для крупных игроков.
Одно из решений проблемы для крупного бизнеса – поглощение стартапов с целью прекращения их деятельности или встраивания новых компаний в свои цепочки добавленной стоимости. Подобные практики чаще всего наблюдаются в таких секторах экономики, как информационные технологии, фармацевтика, биоинженерия и агротехнологии. Участники круглого стола отметили, что история большинства современных крупнейших компаний в этих сферах представляет собой непрерывный процесс поглощений менее крупных участников рынка.
Антиконкурентная природа подобных сделок очевидна: они тормозят инновационное развитие отраслей, усиливают позиции доминирующих компаний, увеличивают экономконцентрацию на рынке и затрудняют вход новых независимых игроков, в том числе на смежные рынки.
Эксперты также констатировали, что подобные сделки часто не попадают в поле зрения антимонопольных органов, поскольку не соответствуют пороговым критериям осуществления государственного контроля за экономической концентрацией. Одним из выводов сессии стал тезис о необходимости изменения подходов к рассмотрению подобных сделок как с точки зрения совершенствования правовых норм, так и с точки зрения правоприменения.
Как представители конкурентных ведомств, так и эксперты подчеркивали особую роль и значительную сложность экономического анализа подобных сделок, необходимость взвешенного подхода к решениям, который позволит избежать «замораживания» инвестиционной активности и процессов инноваций.
В ряде юрисдикций уже разрабатываются и применяются современные инструменты анализа, основанные на использовании больших данных и искусственного интеллекта, проводится постанализ ранее совершенных сделок с целью оценки неявных и позитивных последствий и выработки эффективных подходов.
«Недопущение повышения концентрации рынков и стимулирование их инновационного развития через отслеживание и блокирование „убийственных“ поглощений, а также выставление эффективных требований и условий – важнейшие задачи любого конкурентного ведомства», – прокомментировал результаты сессии ОЭСР замглавы ФАС России, уточнив, что к настоящему моменту подготовлен комплексный проект поправок в российское антимонопольное законодательство, так называемый пятый антимонопольный пакет. Он в значительной мере посвящен внедрению в антимонопольное законодательство инструментов и механизмов тонкого и эффективного регулирования высокотехнологичных цифровых рынков.
«Два дня интереснейшей дискуссии на площадке ОЭСР еще раз убедительно продемонстрировали важность модернизации российского законодательства о конкуренции. Принятие ,пятого антимонопольного пакета позволит ФАС России усовершенствовать правоприменительную практику и аналитическую работу при осуществлении контроля за экономической концентрацией. Поправки позволят ввести в поле антимонопольного контроля сделки, очень значимые с точки зрения развития конкуренции, в том числе и по поглощению стартапов крупными корпорациями», – пояснил Андрей Цыганов.
Участие в работе сессий приняли представители Секретариата и профильных комитетов ОЭСР, конкурентных ведомств Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Египта, Евросоюза, Израиля, Испании, Колумбии, Кореи, Мексики, Норвегии, США, Турции, Франции, ЮАР, Японии, а также приглашенные эксперты. Россию представлял в том числе заместитель начальника Управления контроля промышленности ФАС России Дмитрий Чуклинов.
ФАС России