16 июня 2020 г. на базе Аналитического центра при Правительстве РФ прошла видеоконференция «Практика применения квалификации участника как отборочных требований или критериев оценки при закупках по Закону № 223-ФЗ». Начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров пояснил, что Закон № 223-ФЗ не регулирует требование к участникам закупки и порядок их оценки. Каждый заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии, а корпоративное положение о закупке в данном случае равнозначно подзаконному правовому акту. Эксперты центра проанализировали 30 положений о закупке крупных отраслевых компаний с госучастием и пришли к выводу, что на этапе отбора большинство заказчиков обращает внимание на наличие у участника необходимо опыта, его присутствие в отраслевых рейтингах и другие критерии, говорящие о квалификации, а на этапе оценки заказчики ориентируются уже на ценовые показатели и качество продукта либо услуги.
«Это значит, что данные организации не боятся неквалифицированных участников. Они устанавливают жесткие квалификационные требования на этапе отбора, а на этапе оценки смотрят только на критерии, относящиеся к качеству продукции», – пояснил Тихомиров. Он добавил, что единого мнения на этот счет нет и у регулирующих органов: «ФНС, кредитные организации и даже судебная практика говорят о том, что заказчик должен обеспечивать необходимый уровень осмотрительности при вступлении в договорные отношения, а ФАС, наоборот, говорит, что требования к квалификации, наличию персонала и так далее являются неправомерными и нарушают законодательство о закупках».
Участники конференции отметили: отсутствие опыта у поставщика не означает, что он не сможет выполнить условия договора. Однако при отказе от оценки квалификации могут возникнуть свои риски. «Если рассматривать квалификацию только на этапе оценки заявки, а в отборочных требованиях исключить, это приведет к увеличению стоимости договора и возрастанию рисков его неисполнения, – заявил директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети» Юрий Зафесов. – Целесообразно применять отборочные требования к квалификации, когда предмет закупки критически важен и заказчик готов отстаивать свою позицию в суде».
Он перечислил три варианта решения проблемы:
- закрепить на уровне Закона № 223-ФЗ право заказчика устанавливать требования к участникам закупки, в том числе в части квалификации такого участника;
- разработать отраслевые квалификационные требования на уровне профильных ФОИВов с привлечением профессиональных сообществ и отраслевых ассоциаций;
- внедрить информационные ресурсы, содержащие сведения о квалификации участников закупок, применение которых будет возможным на этапе проведения закупок.
При этом участники конференции сошлись во мнении, что применение Закона № 223-ФЗ следует разделить на простые и сложные закупки и в случае с простыми закупками отсутствие квалификационных требований допустимо, в то время как в сложных процедурах этот критерий снижает риски неисполнения договора.