Член Совета Федерации К.К. Долгов и депутат Госдумы В.В. Гутенев внесли на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона № 973995-7 «О внесении изменений в статьи 3-1 и 8 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“». Проектом предлагается расширить полномочия координационного органа Правительства РФ по определению видов продукции, которую могут закупать заказчики при реализации инвестиционных проектов с господдержкой. В пояснительной записке к проекту его инициаторы указывают, что Закон № 223-ФЗ и принятые в его развитие подзаконные акты содержат «легальные лазейки» для недобросовестных заказчиков по закупке любой иностранной продукции, поскольку позволяют заказчикам:
- включать в техзадания редкие или избыточные характеристики иностранной продукции, при которых возможно поставить только иностранные высокотехнологичные товары;
- указывать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке любую информацию, в том числе дополнительные потребительские свойства, включая функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не производятся отечественными организациями.
Такая практика может приводить к существенному экономическому ущербу как для государства в виде недополученных налогов в бюджетную систему, срыва исполнения нацпроектов (госпрограмм), так и для российских производителей товаров. Нарушение требований импортозамещения, с точки зрения авторов инициативы, также способствует повышению коррупциогенных факторов при проведении закупок.
В этой связи положения законопроекта направлены не только на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе выпускающих высокотехнологичную продукцию, но и на противодействие (профилактику) коррупции при осуществлении закупок.
Законом № 223-ФЗ предусмотрена необходимость согласования отдельными видами юридических лиц с координационным органом Правительства РФ закупок товаров, работ, услуг, определенных Правительством РФ, при реализации инвестиционных проектов, стоимость которых превышает 10 млрд руб. Однако юрлица в отдельных случаях осуществления закупок могут не информировать координационный орган Правительства РФ о заключаемых договорах на закупку некоторых видов товаров, а также на оказание услуг, результатом которых не является производство товаров.
Предлагаемые изменения направлены на расширение полномочий Правительства РФ в области регулирования закупок путем предоставления ему права определять перечни высокотехнологичных товаров и цену, при превышении которой заказчики не могут заключать договоры без согласования с координационным органом Правительства РФ.
Читайте также: «Госзакупки будут согласовывать с координационным органом по импортозамещению».
Журнал «Конкуренция и право»