Опубликовано Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № АКПИ20-161 «О признании не действующим со дня принятия пункта 3 письма ФАС России от 24.09.2019 № РП/83261/19 „Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги“». ВС РФ признал не действующим со дня принятия п. 3 письма ФАС России от 24.09.2019 № РП/83261/19 «Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги». Этот пункт содержит разъяснения полномочий антимонопольного органа по приостановлению процедуры проведения торгов в рамках рассмотрения жалоб. В частности, в нем изложено, что в соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно ч. 18 ст. 18.1 Закона со дня направления уведомления, предусмотренного ч. 11 этой статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением этого требования, является ничтожным.
Учитывая изложенное, при принятии к рассмотрению жалобы в порядке ст. 18.1 Закона полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.
ВС РФ, признавая п. 3 письма ФАС России не действующим, указал, в частности, что Законом о защите конкуренции обязательное приостановление торгов обусловлено фактом принятия жалобы к рассмотрению антимонопольным органом и направлением соответствующего уведомления заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (ч. 11 ст. 18.1).
Данный закон определяет и период приостановления торгов – со дня направления уведомления до дня рассмотрения жалобы по существу (ч. 18 ст. 18.1).
Закон о защите конкуренции не содержит предписаний, что при рассмотрении антимонопольным органом жалобы в порядке ст. 18.1 полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.
Подобное разъяснение ФАС России основано на ошибочном толковании приведенных в п. 3 письма норм, в том числе ч. 19 ст. 18.1 Закона, содержание которой вопреки доводам административного ответчика не предусматривает каких-либо полномочий антимонопольного органа, а определяет сформулированную как запрет обязанность организатора торгов, которому направлено уведомление, не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Этой же нормой определена ничтожность договора, заключенного с нарушением такого требования.