Аналитический центр при Правительстве РФ представил новый доклад о развитии конкуренции в России. С 21 января по 15 февраля 2020 г. центр провел онлайн-опрос представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее состояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие 1522 респондента. После резкого роста уровня конкуренции в 2019 г. (доля респондентов, указавших на высокую или очень высокую конкуренцию, составила 51% после постепенного снижения с 53% в 2015 г. до 46% в 2018 г.) уровень конкуренции в 2020 г. вновь несколько снизился – до 49%. В то же время впервые с 2015 г. увеличилось количество респондентов, отметивших рост числа конкурентов (55% по сравнению с 47% в 2019 г.). Параллельно увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие: 24% в 2020 г. против 22% в 2019 г., 27% в 2018 г., 24% в 2017 и 2016 гг. Таким образом, ощущение конкуренции (ее снижение) респонденты, в особенности представляющие малый бизнес, не всегда связывают с числом конкурентов на рынках.
Наиболее популярным способом повышения конкурентоспособности для российских предпринимателей традиционно стало снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг: 59% респондентов указали на его использование в течение последних трех лет. На втором и третьем местах – новые маркетинговые стратегии (45%) и обучение персонала (44%).
Наибольшее конкурентное давление ощущает бизнес в сфере машиностроения, химической промышленности, финансовых услуг, пищевой промышленности и ИТ-технологий. На слабую конкуренцию чаще всего указывали представители сферы ремонтных услуг, деревообрабатывающей промышленности и предприятия производства и распределения электроэнергии, газа, воды.
Однозначно полезной для развития конкуренцию считают 33% опрошенных, что несколько ниже показателя 2019 г. – 36%. При этом, как и в 2019 г., 25% участников опроса указывают на отрицательное влияние конкуренции (в 2018 г. – 28%).
Наиболее позитивно к конкуренции относятся представители химической промышленности и производства электронного и оптического оборудования, наименее позитивно – представители предприятий в области информации и связи за исключением ИТ-услуг, строительства и финансовых услуг. Отметим, что в 2020 г. однозначный ответ о положительном влиянии конкуренции дали 74% представителей крупного бизнеса.
Доля участников опроса, отметивших снижение числа конкурентов, снизилась – до 20% в 2020 г., что ниже показателей предыдущих четырех лет, когда она оставалась на уровне 22–24%.
По мнению респондентов, ключевыми причинами ухода конкурентов с рынка являлись антиконкурентные действия органов власти (на это указали 51% респондентов, отметивших сокращение числа конкурентов, против 46% в 2019 г.), изменения нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предпринимателей (41%) и уход российских конкурентов с рынка (24%).
Доля участников опроса, отмечающих, что они хотя бы время от времени испытывают антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50%, сохранилась на уровне 2019 г.: в 2020 г. на это снова указали 50% респондентов (в сравнении с 53% в 2018 г. и 52% в 2017 г.).
Наиболее часто на такое давление указывают представители компаний в области ТЭК (хотя бы время от времени давление доминирующего участника испытывает 84% представителей отрасли), предоставляющих услуги в области информации и связи, за исключением ИТ (83%), ведущих административную деятельность (63%), и представители оптовой торговли (61%).
Опрос 2020 г. выявил рост спроса со стороны бизнеса на господдержку в части решения отраслевых проблем: в 2020 г. на необходимость вмешательства государства указали 21% респондентов (по сравнению с 19,6% в 2019 г.). При этом лишь 4,5% заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес (2% в 2019 г.). В то же время представители сферы транспортного машиностроения (50%) и производства электронного и оптического оборудования (44%) отметили необходимость вмешательства государства в решение отраслевых проблем.
В целом, большинство российских предприятий стремится к расширению своей деятельности: доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки в ближайшие три года, составила 30% (32% в 2019 г., 29% в 2018 г. и 27% в 2016 г.).
Наличие препятствий для выхода на новые географические рынки отмечают 77% респондентов, на продуктовые – 81%. В качестве ключевых барьеров выхода на новые товарные и географические рынки российские предприятия отмечают нехватку финансовых средств (61% для товарных рынков и 52% – для географических), высокие начальные издержки для организации бизнеса (44% и 47%) и насыщенность рынков сбыта (41% и 40%).
Журнал «Конкуренция и право»