9 июня 2020 г. в формате видео-конференц-связи прошло заседание рабочей группы № 3 по сотрудничеству и правоприменению Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвященное уголовной ответственности за картели. Является ли административный штраф достаточной санкцией за участие в антиконкурентном сговоре? Что более эффективно сдерживает участников рынка в картеле – лишение свободы или лишение права занимать руководящие должности в компаниях? На эти вопросы отвечали участники мероприятия.
«Борьба с картелями, в частности со сговорами на торгах, – один из приоритетов антимонопольной политики во многих юрисдикциях. Эффективные инструменты этой борьбы – тесное межведомственное сотрудничество и применение уголовной ответственности к участникам картелей, – сообщил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, выступая на заседании. – Сегодня для нас особенно важна совместная работа конкурентных ведомств, которая позволит эффективнее бороться с проблемой международных картелей. Необходимо постоянно обмениваться опытом и расширять набор инструментов по выявлению и пресечению картелей и сговоров».
Участники рабочей группы отметили, что актуальным вопросом конкурентной политики остается достаточность административных санкций (денежных штрафов) в отношении лиц, вовлеченных в антиконкурентные соглашения. В последние годы в разных юрисдикциях наблюдается более широкое применение различных уголовных санкций. Вместе с тем установление уголовной ответственности, в частности в форме лишения свободы, либо применение административных мер и частных исков в значительной степени зависят от институциональных условий и степени участия конкурентных ведомств в уголовных расследованиях.
«Картели признаются одним из наиболее опасных преступлений в сфере экономики, за которое статьей 178 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Российская правовая система основана на признании того факта, что уголовная ответственность, риск серьезных штрафных санкций являются мощным сдерживающим фактором для участников рынка», – сказал замглавы ФАС России.
Вместе с этим практика, в том числе международная, указывает на то, что преступления, касающиеся ограничения конкуренции, зачастую связаны также с должностными и иными преступлениями, предусматривающими различные виды уголовных санкций.
«Анализ следственной и судебной практики показывает, что совершение единичного преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, встречается крайне редко, а к числу „сопутствующих“ ограничению конкуренции преступлений, как правило, относятся должностные и коррупционные преступления», – подчеркнула начальник отдела цифровых расследований Управления по борьбе с картелями ФАС России Фатима Кониева.
Участники круглого стола также поделились опытом в части применения программы смягчения ответственности (leniency program) как инструмента выявления и пресечения картелей в качестве уголовных преступлений, а также затронули вопросы необходимости развития межведомственного взаимодействия – с правоохранительными органами, органами прокуратуры – в целях повышения уровня доказывания антиконкурентных соглашений.
ФАС России на мероприятии представлял также заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Антон Тесленко. В обсуждении приняли участие представители конкурентных ведомств США, Канады, Израиля, Испании, Польши, Кореи и других стран, а также международные эксперты.
ФАС России