ФАС России установила, что в 2010 г. АО «ОмскВодоканал» и администрация Омска заключили договор долгосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства Омска. В 2016 и 2017 гг. также заключены дополнительные соглашения по передаче муниципального имущества в аренду, однако в них отсутствовали обязательные условия, предусмотренные Законом о водоснабжении и водоотведении, которые позволили бы признать сделку легитимной. Тем не менее «ОмскВодоканал» получил преимущественный доступ к эксплуатации муниципального имущества, а администрация Омска не предприняла попыток вернуть его.
Согласно законодательству государственная или муниципальная собственность могла быть передана сторонней компании только по результатам конкурентных процедур. В сфере водоснабжения и водоотведения имущество передается по концессионным соглашениям, которые также заключаются в основном по результатам торгов. Исключения составляют прямо предусмотренные случаи, когда старые объекты передаются в аренду без торгов, но при наличии техсвязи. Этим исключением воспользовались в Омске, но нарушили требования Закона о водоснабжении и водоотведении по существенным условиям договора аренды. В результате хозсубъект получил преимущество на рынке водоснабжения и водоотведения в ущерб другим конкурентоспособным компаниям.
«ФАС России выдала администрации города Омска предупреждение о прекращении бездействия, содержащего признаки ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства. Объекты водоснабжения и водоотведения, переданные АО „ОмскВодоканал“ в рамках дополнительных соглашений, должны быть возвращены в муниципальную казну», – сообщил начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексей Матюхин.
ФАС России