В Госдуме обсуждают законопроект о регулировании оборота электронных сигарет (№ 119575-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака“ (в части охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий)»). В первом чтении его приняли в декабре 2019 г. Ко второму чтению поступило более 120 поправок, что потребовало повторной экспертизы от Правительства РФ и Главного правового управления администрации президента (ГПУ). Не только ГПУ, но и другие ведомства указывают, что законопроект нуждается в доработке, отмечает «Российская газета». При Госдуме была создана рабочая группа во главе с депутатом Николаем Герасименко. В результате появилось два новых варианта поправок – в редакции Герасименко и в редакции депутатов Андрея Исаева и Сергея Боярского. ГПУ поддержало последнюю версию, но с учетом замечаний.
В частности, эксперты не одобряют инициативу ввести лимит содержания никотина в жидкостях для электронных средств доставки никотина (ЭСДН). Это предложение, по их мнению, выходит за рамки Закона об ограничении курения табака, а также нарушает требования Закона о техрегулировании и порядок работы технических регламентов в рамках Евразийского экономического союза.
«Все нормы регулирования применительно к никотиносодержащей продукции в части установления максимального содержания никотина в жидкостях для ЭСДН должны быть включены в соответствующие технические регламенты», – считает ГПУ. Для электронных сигарет требуется свой техрегламент, а требования к ним должны быть едиными для государств ЕАЭС в рамках Таможенного союза. При этом разумно предусмотреть переходный период для стран ЕАЭС, чтобы они привели свои режимы контроля никотиносодержащей продукции в соответствие с новым регулированием.
Наряду с ГПУ законопроект поддержали Минпромторг России и ФАС России, но тоже с серьезными оговорками. Оба ведомства считают, что норму об ограничении никотина в растворе для никотиносодержащих жидкостей следует исключить из законопроекта. По мнению ФАС России, без разработки техрегламентов на уровне ЕАЭС введение такого лимита может привести к ограничению свободного перемещения товаров внутри Таможенного союза и нарушению конкурентной среды на этом рынке.
Также ФАС России предлагают убрать из законопроекта пункт, запрещающий с 2023 г. оборот никотиносодержащей продукции, к которой не установлены обязательные требования безопасности.