Борис Титов представил Владимиру Путину новый доклад о проблемах российского бизнеса |
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов подготовил очередной ежегодный доклад Владимиру Путину о проблемах российского бизнеса. В доклад традиционно включены такие разделы, как реестр системных проблем российского бизнеса, сводный анализ проблем необоснованного уголовного преследования предпринимателей, индекс «Административное давление – 2020», социологические экспертные опросы «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации» и «Мнение экспертов о защите прав предпринимателей». В 2020 г. доклад пополнился новыми разделами – о проблемах регулирования и правоприменительной практики, сдерживающих развитие высокотехнологичных компаний в РФ, а также анализом мер господдержки отраслей экономики в условиях эпидемии коронавируса. В частности, в реестр системных проблем российского бизнеса вошли разделы «Антимонопольное регулирование», «Государственные и муниципальные закупки», «Иностранные инвесторы» и «Энергетика и естественные монополии». В разделе «Антимонопольное регулирование» названо девять проблем, среди них: - вразрез с международной практикой и положениями Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ малый бизнес (компании с выручкой до 800 млн руб.) подпадает под антимонопольное регулирование. Особенно незащищенными от избыточного давления оказываются высоко- и среднетехнологичные производственные компании;
- предприниматели де-факто не имеют возможности защищать свои законные интересы в «антимонопольном процессе» в арбитражных судах из-за того, что анализ товарного рынка, проведенный самостоятельно хозсубъектом в процессе рассмотрения антимонопольного дела и в дальнейшем при оспаривании решений, вынесенных антимонопольным органом в арбитражном суде, имеет меньшее доказательственное значение, чем анализ, проведенный антимонопольными органами; деятельность антимонопольного органа при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке вне рамок антимонопольных дел процессуально не регламентирована; существует практика «веерных» запросов ФАС России; у предпринимателей отсутствует право на обжалование анализа состояния конкуренции на товарном рынке и др.;
- требования ФАС России о предоставлении информации зачастую недостаточно мотивированны и не содержат перечень информации и документов, необходимых для подготовки и представления;
- тенденция к увеличению доли госсектора и, соответственно, к снижению конкуренции во многих отраслях (строительство, ЖКХ, транспорт, социальная сфера и пр.);
- предлагаемые поправки в законодательство, касающиеся картелей, ударят по добросовестным предпринимателям, при этом недобросовестные будут выведены из-под удара. На практике существуют картели двух типов: картели на товарных рынках и картели на торгах. Картели на товарных рынках во всем мире наказываются экономическими санкциями, что позволяет не «убивать» компании, а компенсировать ущерб потерпевшей стороне. Однако разработанные поправки направлены прежде всего на ликвидацию компании-нарушителя. При этом картели на государственных и муниципальных торгах, как правило, возникают не между самими участниками, а между заказчиком и участником, но разработанные поправки не затрагивают эти случаи;
- при совершении любых сделок слияния и поглощения, в которых суммарная стоимость покупаемых активов превышает 400 млн руб., предприниматели вынуждены обращаться за обязательным согласованием в ФАС России.
В разделе «Государственные и муниципальные закупки» перечислены 16 проблем этой сферы, в их числе, в частности: - участники торгов сталкиваются с неисполнением заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам, из-за чего предприниматели не могут вовремя выполнять работы по другим обязательствам, у них образуются долги по кредитам и задержки по выплате заработной платы своим работникам;
- отсутствует законодательно определенный предельный срок оплаты заказов в рамках закупок по Закону № 223-ФЗ;
- нет административной ответственности для должностных лиц органов по контролю в сфере закупок и органов финансового контроля;
- субъекты МСП не имеют возможности участия в крупных заказах в рамках Закона № 44-ФЗ, которые подразумевают большой комплекс сложных работ и значительный размер обеспечения;
- в связи с отсутствием на региональном и муниципальном уровне общего мониторинга и контроля осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ система является недостаточно прозрачной и качественной;
- нормативное регулирование не позволяет предотвращать практику демпинга цены аукциона в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, когда победитель аукциона не в состоянии исполнить обязательства по контракту, а пострадавшими оказываются добросовестные участники и сам заказчик;
- отсутствие ограничительных мер в отношении иностранных товаров, работ, услуг в рамках закупок по Закону № 223-ФЗ создает невыгодные экономические условия для отечественных производителей по сравнению с импортерами, увеличивает зависимость отечественной экономики от иностранных товаров, работ, услуг;
- существование множества нормативно-правовых актов с различными требованиями по одним и тем же аспектам регулирования допуска иностранных товаров для целей осуществления закупок вызывает трудности в их применении у лиц, ответственных за осуществление закупок, и, как следствие, приводит к многочисленным нарушениям;
- укрупнение закупок государственными и муниципальными заказчиками приводит к тому, что многие субъекты предпринимательской деятельности ставятся в невыгодные конкурентные условия, когда размеры обеспечения контрактов не позволяют им участвовать в закупочных процедурах.
В разделе «Иностранные инвесторы» приводятся 13 проблем этой области. Среди них: - отсутствие системного подхода государства по вопросам мер поддержки иностранных инвесторов;
- в результате принятия новых законодательных инициатив, ограничивающих инновационных производителей в распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности, иностранные производители фармацевтических препаратов лишатся стимулов для инвестирования в разработку инновационных лекарств и трансфера иностранных технологий для локализации производства на территории РФ;
- инициативы об установлении квоты в размере не менее 50% на госзакупки отдельных групп лекарственных препаратов (в частности, антибиотиков, препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний), перевязочных материалов и медицинской техники российского производства могут существенно ухудшить состояние инвестиционного климата, дестимулировать процессы локализации (в частности, для тех инвесторов, которые осуществляют поэтапный переход к производству препаратов полного цикла), а также ограничить доступ пациентов к необходимому лечению.
В раздел «Энергетика и естественные монополии» вошли 13 проблем. В их числе: - значительное количество нарушений в тарифных решениях государственных регулирующих органов, из-за которых в 2016–2020 гг. ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии по уровням напряжения, на которых в основном работают субъекты малого и среднего бизнеса, увеличились выше уровня инфляции;
- внедрение эталонного метода при расчете сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии привело к увеличению тарифов для конечных потребителей;
- на рынке природного газа реальные механизмы конкуренции так полноценно и не заработали.
В разделе доклада «Проблемы регулирования и правоприменительной практики, сдерживающие развитие высокотехнологичных компаний в Российской Федерации» перечислены в числе прочего предложения по усовершенствованию системы закупок. Читайте также: «Титов: преследование госзаказчиков за коррупцию против исполнителей нужно усилить».
Журнал «Конкуренция и право»
29 мая 2020 г.
|
|

|
№ 4, 2020 (июль-август) ТЕМА НОМЕРА: Закупки
|

|
№ 3, 2020 (май-июнь) ТЕМА НОМЕРА: Антикризисные меры
|

|
№ 2, 2020 (март-апрель) ТЕМА НОМЕРА: Уроки практики
|
|
|
|
Опрос
|
|
|
|
|
|