Регуляторы и госкомпании не поддержали предложение бизнеса о временном переводе закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства под действие Закона № 44-ФЗ, пишет Интерфакс-ProЗакупки. Свою оценку представители компаний, Минфина России и Федерального казначейства дали в ходе онлайн-мероприятия Торгово-промышленной палаты РФ по развитию сегмента закупок госкомпаний у субъектов МСП. «Предложение о переводе закупок госкомпаний у субъектов МСП под действие 44-ФЗ не поддерживаем, – сказала руководитель Департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина России Татьяна Демидова. – Возможно только сближение норм, если это не вызовет осложнений или трудностей для участников закупок».
При этом Демидова подчеркнула, что Минфин России поддерживает предложения госкомпаний по дальнейшему совершенствованию закупочных процедур в рамках Закона № 223-ФЗ.
Само предложение бизнеса, обозначенное ТПП РФ, предусматривает временный (на период восстановления экономики РФ после завершения пандемии коронавирусной инфекции) перевод под действие Закона № 44-ФЗ закупок госкомпаний у субъектов МСП (спецторги). Необходимость такого шага ТПП РФ объясняет, в частности, тем, что субъекты МСП сталкиваются с большими сложностями при выходе на рынок закупок госкомпаний.
По словам вице-президента ТПП РФ Елены Дыбовой, малый и средний бизнес уже хорошо знаком с особенностями проведения закупок у МСП в рамках Закона № 44-ФЗ, которые более жестко регламентированы, но и более понятны, а также имеют более низкий порог входа. Здесь Дыбова подчеркнула, что в настоящее время в реестре МСП числится порядка 6 млн компаний. Из них около 90% – микробизнес, для которого неподъемны затраты по входу в сегмент закупок госкомпаний (включая привлечение квалифицированного закупщика).
В свою очередь глава «Корпорации МСП» Александр Браверман отметил, что в начале 2020 г. продолжился рост закупок госкомпаний у субъектов МСП и на середину мая объем таких закупок составил около 1,18 трлн руб. (против 1,08 трлн руб. годом ранее). При этом Браверман подчеркнул, что уровень конкуренции на спецторгах достиг двух заявок на одну закупку (около 1,1 заявки в целом по Закону № 223-ФЗ), доля закупок у единственных поставщиков – 25% (40%), а снижение начальной максимальной цены контракта – 11% (4–6%).
«Это [закупки госкомпаний у субъектов МСП в рамках Закона № 223-ФЗ] сложившаяся конкурентная среда, сложившаяся практика, которую не стоит ломать», – сказал Браверман.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе подчеркнула, что только в 2019 г. госкомпании и их поставщики перешли на проведение спецторгов по новым правилам (ограниченное число способов проведения закупок, проведение самих процедур на ЭТП для госзакупок, использование механизма спецсчетов и т. п.). «Это был собственно прорыв в проведении закупок у субъектов МСП, – сказала Катамадзе. – В прошлом году участники освоили работу по этим правилам и сейчас ломать ее нецелесообразно».
При этом Катамадзе отметила, что хоть правила проведения спецторгов и близки к соответствующим нормам Закона № 44-ФЗ, но все же не идентичны – в Законе № 44-ФЗ нормы жестче, действует много бюджетных ограничений и обременений.
Читайте также: «ТПП России провела деловой завтрак по доступу бизнеса к закупкам госкорпораций и компаний с госучастием».