Цифровизация закупок малого объема (до 300 тыс. и 600 тыс. руб. в зависимости от номенклатуры) позволила повысить прозрачность процедур и добиться роста конкуренции в секторе, указывают эксперты Высшей школы экономики в докладе «Мониторинг закупок малого объема». Его авторы, сообщает «Коммерсантъ», проанализировали более 660 тыс. планов-графиков малых закупок на 2018–2019 гг. в Единой информационной системе в сфере закупок, более 3,3 млн малых закупок на крупных агрегаторах и в электронных магазинах. При этом, как подсчитали эксперты ВШЭ, на малые закупки приходится 10% госзаказа при средней стоимости поставки 42,5 тыс. руб. – обычно это закупки канцтоваров, расходных материалов и сервиса.
Согласно докладу, средний показатель конкуренции в электронных магазинах составил 1,9 заявки на закупку в 2018 г. и 2,1 заявки в первом полугодии 2019 г. Среднее снижение цены по результатам малых закупок составило 8 и 7,6% соответственно против 6,5 и 5,3% экономии при конкурентных закупках по Закону № 44-ФЗ. Наиболее высокие показатели экономии зафиксированы в Московской области (19 и 16,7%). Это может объясняться скоростью проведения малых закупок (в среднем один-два дня), отсутствием обеспечения и сроками оплаты поставок.
Несмотря на положительный эффект автоматизации малых закупок, авторы указывают и на ее издержки.
Так, за исключением отдельных региональных практик, основным критерием выбора поставщика является цена, при этом отсутствует возможность пролонгации контракта с добросовестным контрагентом, что важно, например, в сферах обеспечения питания или клининговых услуг (составляют пятую часть малых закупок). При этом потенциал цифровизации используется недостаточно. В частности, высокий показатель экономии может объясняться неэффективным ценообразованием: для определения начальной цены заказчики в основном используют запрос коммерческих предложений, сопоставлением рыночных цен (на других площадках) приходится заниматься вручную. Пока не предусмотрены закупки напрямую с маркетплейсов, что привлекает к участию в малых закупках перекупщиков и посредников.
В целом же авторы отмечают высокую конкуренцию разработчиков и операторов электронных магазинов, которые предлагают все более качественные сервисы по запросу участников закупок. «Заказчики и поставщики сообща развивают сегмент и оптимизируют проведение закупок малого объема по всем законам рыночной экономики», – указывают эксперты. При этом ограничение числа сервисов может привести к падению их качества и снижению эффективности малых закупок.
Авторы доклада предлагают учесть региональный опыт малых закупок, разрешив проводить их в действующих электронных магазинах, также должны быть предусмотрены возможности закупки не по ценовому критерию.
Читайте также: