19 мая 2020 г. Высший Евразийский экономический совет одобрил годовой отчет за 2019 г. о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых в Евразийском экономическом союзе по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них. В отчете отмечено, что в ЕАЭС ведется последовательная работа по устранению барьеров на пути движения товаров, все больше рынков становятся общими и открытыми для предпринимателей. В этой связи важным элементом защиты их прав является деятельность Евразийской экономической комиссии по развитию и защите конкуренции на трансграничных рынках на территории двух и более государств ЕАЭС.
В документе выделены приоритетные направления работы ЕЭК в этой сфере. Одно из них связано с контролем за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках. В минувшем году ЕЭК рассмотрела 17 заявлений по признакам нарушений общих правил. Самые распространенные – злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция. Антимонопольный блок Комиссии провел девять расследований и рассмотрел восемь дел по фактам таких нарушений.
Однако существуют случаи, при которых расследования и возбуждения дел можно избежать. Механизм «мягкого регулирования» появился в праве ЕАЭС относительно недавно, но уже в 2019 г. ЕЭК разработала семь предложений по устранению нарушений правил конкуренции на различных рынках ЕАЭС. Это позволяет сместить акценты с наказания на превентивные меры, которые обеспечивают создание конкурентных условий на трансграничных рынках Союза.
Среди инструментов «мягкого реагирования», подготовленных и предложенных странам ЕАЭС Комиссией – предупреждение и предостережение. Предупреждение будет выдаваться на стадии рассмотрения заявления (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках юридическим и физическим лицам, а также некоммерческим организациям, если в их действиях усматриваются признаки нарушения общих правил конкуренции.
Предостережение будет направляться ЕЭК при выявлении публичного заявления должностного лица хозяйствующего субъекта или физического лица о планируемом поведении на трансграничном рынке (намерения), если такое поведение (намерение) может привести к нарушению общих правил конкуренции на трансграничных рынках и при этом отсутствуют основания для проведения расследования.
Соответствующие изменения конкурентного законодательства одобрены на заседании ВЕЭС в октябре 2019 г. и сейчас находятся на ратификации в странах ЕАЭС.
Наладить прямой диалог с бизнесом, а также повысить осведомленность предпринимателей о правилах честной конкуренции призваны выездные заседания Общественных приемных ЕЭК. За 2019 г. эксперты конкурентного блока ЕЭК провели 22 встречи в различных регионах союзных стран. Их участниками стали более 700 предпринимателей, ведущих бизнес на трансграничных рынках ЕАЭС.
Другое направление работы, отраженное в докладе, – постоянный мониторинг цен на ряд товаров, при импорте которых применяется антидемпинговая пошлина. Он помогает защитить интересы потребителей и производителей, соблюсти равные конкурентные условия для всех игроков рынка.
Еще одно важное направление – повышение прозрачности работы ЕЭК в этой сфере, чему в немалой степени способствует внедрение информационных технологий. В ноябре 2019 г. Коллегия ЕЭК приняла правила, которые позволят обмениваться документами и сведениями между ЕЭК и уполномоченными органами союзных стран по вопросам конкуренции и антимонопольного регулирования в электронном формате.
Международное сотрудничество также является одним из основных направлений работы ЕЭК. С целью улучшения антимонопольного законодательства ЕАЭС изучаются лучшие мировые практики ведущих антимонопольных (конкурентных) ведомств, ведется сотрудничество с ОЭСР, ООН, СНГ и др.
Комплекс мероприятий, проводимый ЕЭК в сфере защиты конкуренции, направлен на создание благоприятных условий для бизнеса стран пятерки.
По поручению ВЕЭС годовой отчет за 2019 г. будет размещен на официальном сайте ЕЭК.
Евразийская экономическая комиссия