Новосибирское УФАС России рассмотрело жалобу ООО «Гигант-Спорт» на действия АО «Новосибирскэнергосбыт». В действиях гарантирующего поставщика электрической энергии выявлены признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем направления абоненту уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в случае невнесения авансового (предварительного) платежа за апрель 2020 г. В соответствии с законом:
- потребители вносят в адрес гарантирующего поставщика предварительную оплату в размере 30% стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 10-го числа этого месяца;
- 40% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электроэнергии в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (п. 82, 83 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
Подлежащий оплате объем покупки электроэнергии для расчета суммы предварительной оплаты принимается равным объему потребления электроэнергии за предшествующий расчетный период.
Таким образом, при значительном снижении объема потребления электроэнергии в текущем месяце по сравнению с потреблением предыдущего месяца потребитель обязан внести оплату за фактически еще не потребленную электроэнергию – предварительную оплату.
«Гигант-Спорт» вынужденно приостановил деятельность с 30 марта 2020 г. согласно требованиям указов Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, Постановления Правительства Новосибирской области от 03.04.2020 № 102-п.
При этом согласно п. 13 Постановления Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» распространение COVID-2019 является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то есть обстоятельством непреодолимой силы.
Как сообщила заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Наталья Камнева, на основании указов Президента РФ и Постановления Правительства Новосибирской области с 30 марта по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, в регионе также введен режим повышенной готовности, дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации продлены до 31 мая 2020 г.
Таким образом, гарантирующий поставщик требовал от приостановившего деятельность абонента, не получающего в указанный период прибыль и обязанного, тем не менее, нести расходы по выплате зарплаты, вносить авансовые платежи за электроэнергию в обычном порядке. Он не учитывал, что в сложившейся ситуации абонент не потребляет электроэнергию либо потребляет в значительно меньшем объеме. Введение ограничения режима электропотребления в случае невнесения таких платежей (за фактически не потребленную электроэнергию) наравне с организациями, деятельность которых не приостановлена, создает неравное положение для указанных хозсубъектов, приобретающих электроэнергию, то есть дискриминационные условия.
Направление АО «Новосибирскэнергосбыт» заявителю уведомления о введении полного ограничения режима электропотребления в случае неоплаты, в том числе авансового платежа за электроэнергию, является злоупотреблением доминирующим положением и содержит признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Гарантирующему поставщику направлено предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Новосибирское УФАС России