ФАС России на постоянной основе осуществляет методическую и консультационную поддержку органов власти всех уровней по организации антимонопольного комплаенса. 13 федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции, приняли акты об антимонопольном комплаенсе (в том числе Минстрой, Минтруд, Минтранс, Минпромторг, ФНС, Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минприроды, Минфин, Минпросвещения, Минэнерго России и Роструд). При этом Минстрой, ФНС и Минкомсвязь России сообщили о внедрении этой системы еще и в подведомственные организации. Всего по информации, поступившей в ФАС России на конец апреля 2020 г., акты об антимонопольном комплаенсе приняты в 34 ФОИВах.
«Реализация мероприятий по организации системы антимонопольного комплаенса в том числе позволяет обеспечивать хорошую динамику исполнения одного из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции. Результатом проводимой работы стало снижение в 2019 году в 1,3 раза количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти всех уровней по сравнению с 2017 годом», – отметила заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова.
В настоящее время в ФАС России поступили доклады об итогах внедрения антимонопольного комплаенса от Россвязи, Росалкогольрегулирования, Росмолодежи, Роспечати и ФНС России. С докладом ФАС России об итогах внедрения антимонопольного комплаенса можно ознакомиться здесь.
Регионы приступили к работе по организации антимонопольного комплаенса более активно: уже в 2019 г. акты, направленные на организацию системы антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти, приняли все субъекты РФ.
В качестве одного из положительных примеров организации антимонопольного комплаенса можно привести Белгородскую область. Для оперативного управления процессом внедрения механизма предупреждения рисков регион разработал систему мониторинга по чек-листам отдельно по органам исполнительной власти области (20 показателей) и по администрациям муниципальных районов и городских округов (26 показателей). В целях мотивации к достижению высоких результатов этой работы уровень выполнения этих показателей включен в методику формирования рейтинга администраций муниципальных районов и городских округов области в части их деятельности по содействию развитию конкуренции.
В Воронежской области разработаны методические рекомендации по формированию цифровой базы системы антимонопольного комплаенса региона и использованию ее при обучении и организации работы комплаенс-контролеров. Цифровая база представляет собой информационный массив конкретных нарушений антимонопольного законодательства в действиях органов власти, которым присваиваются соответствующие коды. Массив формируется на основе данных, приведенных в «черных книгах» и на сайтах центрального аппарата ФАС России и ее территориальных органов, в материалах СМИ и других источников. База позволяет обрабатывать информацию и оперативно использовать результаты такой обработки в текущей работе.
Несмотря на то что органам местного самоуправления не давалось поручение внедрить антимонопольный комплаенс, в 26 субъектах РФ все органы местного самоуправления уже приняли акты о внедрении этой системы, а в 15 субъектах РФ муниципалитеты приступили к этому процессу.
«Для эффективной работы системы антимонопольного комплаенса сделаны только первые шаги, и для того, чтобы высокая статистика нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти престала быть нормой, ФАС России с органами власти всех уровней предстоит еще много совместной работы», – подчеркнул начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов.
ФАС России