Многие проблемы закупочной отрасли заложены в структуру требований законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, указывают эксперты Высшей школы экономики в докладе «Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний». Работа 16 авторов консолидирует итоги исследований, проведенных в ВШЭ за 10 лет, отмечает «Коммерсантъ». Ключевыми проблемами всей отрасли авторы называют приоритет борьбы с коррупцией, а не эффективность закупок, и искаженное понимание конкуренции в законодательстве.
Закон рассматривает конкуренцию как характеристику типа процедуры и числа продавцов и признает конкурентным выбор поставщика с более низкой ценой безотносительно качества. Гарантируемая электронным аукционом прозрачность процедуры отбора поставщика вместе с высокой скоростью реакции конкурентов в реальности приводит к отказу добросовестных поставщиков от участия в них и стимулирует сговоры, тем самым также ослабляет конкуренцию. Одновременно к сговорам все чаще прибегают добросовестные участники закупок – речь идет о подставных участниках процедур для симуляции конкуренции.
Так, согласно проведенному в марте ИАПР НИУ ВШЭ опросу, около половины заказчиков при госзакупках ориентированы на контракт с конкретным поставщиком, при этом 85% в качестве причины называют стремление обеспечить качественное исполнение контракта, с ними согласны и 60% опрошенных поставщиков.
Выявление недобросовестных участников закупок ограничено большим количеством объектов мониторинга. По подсчетам авторов, на проверку одной закупки тратится примерно 400 бюджетных рублей, тогда как глубокое расследование требует в 10 тыс. раз больших затрат. Авторы предлагают пересмотреть подход в пользу выборочных проверок контрактов стоимостью от 100 млн руб. и сплошных – от 1 млрд руб.: контроль более мелких закупок приводит к избыточным расходам. При этом мелкие закупки предполагают и высокие издержки на их организацию: по подсчетам ИАПР, средняя стоимость электронного аукциона составляет 9 тыс. руб., в то время как в 2019 г. более половины таких процедур признаны несостоявшимися.
ВШЭ считает необходимым пересмотреть сами механизмы контроля и определение конкуренции в госзаказе и разделить модели регулирования в зависимости от объекта закупки и заказчиков: например, для однородных товаров с приоритетом экономии или продуктов с заранее неопределенными характеристиками и приоритетом качества.
Отдельно авторы указывают на неоправданность синхронизации регулирования закупок государства и госкомпаний: ужесточение регулирования последних способно лишь подавить коммерческую предприимчивость госАО.
Читайте также: «Эксперты: около 40–50% конкурентных закупок в госзаказе являются имитацией».