Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», который содержит поправки к законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ (см. депутатский законопроект). Обратите внимание: ранее законопроект был посвящен исключению обязанности по размещению сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа. Все поправки, не касающиеся сферы гособоронзаказа, были внесены в документ после его принятия во втором чтении 14 апреля 2020 г.
Согласно дополненной версии документа изменения предусматривают снижение минимального размера обеспечения по госконтрактам, который может требовать заказчик от участников закупок, до 0,5% от цены контракта с 5% в настоящее время, пишет Интерфакс-ProЗакупки. Эти поправки подготовлены Минфином России и предполагают снижение нагрузки на участников госзакупок в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
При этом максимальный размер обеспечения контракта остается прежним – 30%. Впрочем, для госконтрактов, расчеты по которым подлежат казначейскому сопровождению, эта планка установлена в 10% от цены контракта.
Еще одна новая норма Закона № 44-ФЗ предполагает возможность выплаты аванса в размере более 30% от цены контракта. Оговаривается, что размер обеспечения исполнения контракта должен соответствовать размеру аванса, за исключением случаев, когда контракт находится на казначейском сопровождении (размер обеспечения составляет до 10%). Более того, размер обеспечения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.
По действующим положениям Закона № 44-ФЗ размер аванса не может превышать размера обеспечения исполнения контракта, для которого установлен предел в размере 30% от цены контракта.
Также принятые поправки предусматривают исключение необходимости обязательного обеспечения участниками гарантийных обязательств (если они уже установлены в описании объекта закупки). Одновременно они вводят право заказчика установить (при необходимости) требование обеспечения таких гарантийных обязательств.
Кроме того, повышен порог для закупок малого объема до 600 тыс. с 300 тыс. руб. в настоящее время. Также увеличивается годовой объем закупок малого объема до 10% от совокупного годового объема закупок заказчика (сейчас действует ограничение в 5% от годового объема закупок).
По действующей редакции Закона № 44-ФЗ госзаказчики могут совершать закупки малого объема без проведения конкурентных закупочных процедур. При этом госзаказчики федерального уровня (и их подведомственные организации) обязаны с апреля 2019 г. использовать при совершении таких закупок возможности ЕАТ «Березка», созданного в 2018 г.
Также принятые Госдумой поправки уточняют порядок проведения закупок в виде запроса котировок в электронной форме, главным образом в части учета количества товара, предлагаемого поставщиком в рамках такой закупки.
Изменениями в Закон № 223-ФЗ для госкомпаний введена возможность проведения закупок в нерабочие дни. Поправки предусматривают учет сроков проведения закупочных процедур госкомпаний не в рабочих днях, а в календарных. При этом суббота и воскресенье не должны учитываться при исчислении сроков.
В начале апреля такая возможность (исчисление сроков проведения закупок) была реализована в сфере госзакупок. Тогда Правительство РФ временно поменяло в сфере госзакупок рабочие дни на календарные для возможности проведения закупочных процедур в течение нерабочих дней (до 30 апреля 2020 г.), введенных Указом Президента РФ.
Еще одна поправка к Закону № 223-ФЗ позволяет госкомпаниям проводить закрытыми способами закупки, связанные с выполнением гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, а также на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Также оговаривается, что госкомпании не должны размещать информацию о таких закупках в Единой информационной системе в сфере закупок.
Журнал «Конкуренция и право»
|

|
№ 4, 2020 (июль-август) ТЕМА НОМЕРА: Закупки
|

|
№ 3, 2020 (май-июнь) ТЕМА НОМЕРА: Антикризисные меры
|

|
№ 2, 2020 (март-апрель) ТЕМА НОМЕРА: Уроки практики
|
|
|
|
Опрос
|
|
|
|
|
|