20 ноября 2019 г. на расширенном заседании Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России под председательством заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского обсуждались актуальные вопросы правоприменительной практики в рамках V международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование». Совет одобрил основные подходы в правоприменительной практике антимонопольных органов. Правовое управление ФАС России доработало ряд вопросов с учетом прошедших обсуждений и подготовило рекомендации.
В документе представлены ответы на вопросы, по которым прежде не было единого понимания. В частности:
- уточняется содержание понятия «неопределенный круг потребителей»;
- устанавливается подход к определению временного интервала анализа состояния конкуренции, проводимого в рамках рассмотрения заявлений и дел о нарушении антимонопольного законодательства при установлении доминирующего положения;
- уточняются подходы к методам определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Кроме того, экспертное сообщество обсудило и пришло к общим выводам в вопросах предоставления преференций, а именно субсидирования автономных некоммерческих организаций и фондов и предоставления органами государственной власти и местного самоуправления преимуществ подведомственным организациям.
Также в документе представлены практические аспекты регулирования картелей и вопросы процедурно-процессуального характера, в том числе в рамках работы внутриведомственной апелляции ФАС России.
Рекомендации направлены в территориальные органы ФАС России для использования в работе, а также на базовые кафедры конкурентного права. Кроме того, документ планируется направить и в Верховный Суд РФ для содействия в обобщении судебной практики по рассматриваемым вопросам.
ФАС России
В разъяснениях четыре раздела.
1. Злоупотребление доминирующим положением.
Разъяснены восемь вопросов:
- о возможности возбуждения дела по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции по заявлению физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность;
- об определении понятия «неопределенный круг потребителей»;
- об определении временного интервала анализа состояния конкуренции, проводимого в рамках рассмотрения материалов, заявлений, дел о нарушении антимонопольного законодательства при установлении доминирующего положения;
- о возможности установления последствий в виде ограничения конкуренции вследствие злоупотребления доминирующим положением на смежном рынке;
- об оценке барьеров входа на рынок в качестве низких и легко преодолимых в случае, если в течение рассматриваемого антимонопольным органом периода анализа товарного рынка произошел выход на товарный рынок нового субъекта;
- о выборе метода для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- о квалификации действий хозсубъекта, выразившихся в необоснованном установлении цены, в качестве установления (поддержания) монопольно высокой цены;
- о необходимости анализа качественных характеристик для установления наличия коллективного доминирующего положения.
2. Субсидии и преференции: вопросы влияния на конкуренцию.
Разъяснены два вопроса:
- о предоставлении субсидий некоммерческим организациям: субсидирование автономных некоммерческих организаций, фондов;
- предоставление органами госвласти и местного самоуправления преимуществ подведомственным организациям (в том числе ГУПам и МУПам) путем их субсидирования.
3. Картели и иные ограничивающие конкуренцию соглашения: вопросы практики.
Разъяснены четыре вопроса:
- об отсутствии необходимости установления негативных последствий для конкуренции в случае установления факта совершения действий, запрет на которые предусмотрен ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции;
- об использовании совокупности доказательств в целях установления факта заключения антиконкурентного соглашения и их оценке антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела;
- об использовании антимонопольным органом материалов уголовного дела, результатов оперативно-разыскных мероприятий в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- о распространении исключений, предусмотренных ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции, на группу лиц.
4. Вопросы процедурно-процессуального характера.
Разъяснены три вопроса:
- об объеме доказывания обстоятельств, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, при выдаче предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- о рассмотрении вопроса выдачи предписания о перечислении дохода в федеральный бюджет в случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства либо о привлечении лица к административной ответственности;
- о возможности направления коллегиальным органом ФАС России дела на новое рассмотрение в случае отмены решения территориального органа по результатам рассмотрения жалобы в порядке внутриведомственной апелляции.
Журнал «Конкуренция и право»