9 апреля 2020 г. заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский принял участие в ежегодной конференции ИД «Коммерсантъ» «Теория и практика сделок M&A», которая состоялась в онлайн-формате. Он рассказал об экономических и правовых особенностях сделок по экономической концентрации. В соответствии с российским антимонопольным законодательством подлежат контролю определенные действия и сделки, которые могут потенциально привести к ограничению конкуренции и монополизации товарных рынков. В первую очередь под контроль попадают слияния, присоединения компаний, в некоторых случаях – создание нового юридического лица, если его уставной капитал оплачивается акциями или долями других компаний.
Также в сфере контроля находится ряд сделок, которые связаны с приобретением акций или долей прав в отношении юридических лиц, которые работают на территории РФ, а с 2014 г. еще и соглашения о совместной деятельности компаний-конкурентов.
По словам Сергея Пузыревского, за последние 15 лет количество сделок, которые подлежат контролю со стороны антимонопольного органа, значительно сократилось: «Если в начале 2000-х годов под контроль попадало порядка 50 тысяч сделок, которые нужно было либо согласовывать, либо уведомлять антимонопольный орган об их совершении, то 2019 год показывает, что с нами было согласовано только 1196 сделок. Эта динамика говорит о том, что административное давление на сферу M&A существенно сократилось. Сейчас в сфере контроля ФАС крупные сделки компаний, которые имеют активы свыше 7 миллиардов рублей и стоимость приобретаемого актива больше 400 миллионов рублей. В этом случае сделки попадают под контроль».
Кроме того, ФАС России практически полностью отказалась от уведомительного контроля сделок экономической концентрации. Если раньше в ряде случаев приходилось согласовывать назначение даже генерального директора, то сейчас в антимонопольном законодательстве этот пункт отсутствует.
«Антимонопольное законодательство построено таким образом, что оно носит в первую очередь трансграничный характер, то есть не важно, где совершается сделка – в Российской Федерации или за ее пределами. Если речь идет об установлении контроля над активом, который находится на территории Российской Федерации, то сделка попадает под антимонопольный контроль. Поэтому если речь идет о зарубежной сделке, в результате которой обеспечивается контроль над российским юридическим лицом, то сделка согласуется по российскому законодательству», – подчеркнул Сергей Пузыревский.
Заместитель руководителя ФАС России уточнил, что зарубежные компании также могут контролироваться ведомством, если они осуществляют поставки товаров на территорию нашей страны на сумму более 1 млрд руб. в год, предшествовавший сделке по слиянию и поглощению.
Сделки экономконцентрации рассматриваются в оперативном режиме – 30 календарных дней, при необходимости срок может быть продлен до 90 дней. По результатам рассмотрения документов ФАС России принимает решение:
- согласовать сделку, если компания в результате этого не получает 35% рынка и доминирующее положение (таких решений большинство);
- выдать предписание, связанное с соблюдением определенных правил, чтобы минимизировать возможные негативные последствия для конкуренции на товарном рынке;
- отказать в разрешении на сделку, если есть угроза монополизации рынка.
Последствия отказа от совершения процедур, связанных с согласованием сделок, весьма серьезные: сделки признаются недействительными и в соответствии с гражданским законодательством компанию могут реорганизовать или ликвидировать.
«Из 1196 поступивших заявок в 2019 году ФАС России выдала 99 предписаний (10%), а в заключении 40 сделок было отказано (4%)», – заявил Сергей Пузыревский.
Участники конференции также обсудили, как именно готовятся и осуществляются сделки M&A, каковы их отраслевые, правовые и экономические особенности.
ФАС России
Читайте также: «Антимонопольный контроль за экономической концентрацией будет совершенствоваться».