На сайте антимонопольного ведомства опубликовано совместное разъяснение Минфина России, МЧС России и ФАС России о проведении закупок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (письмо от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»). В письме ведомства излагают свою позицию по трем вопросам.
1. Распространение коронавируса, по мнению Минфина, МЧС и ФАС России, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
В обоснование своей позиции ведомства ссылаются на то, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», п. 3 ст. 401 ГК РФ).
При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать его наступления или последствий.
2. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для перечисленных целей, если нецелесообразно применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени.
Учитывая, что распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС), вправе осуществить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств. То есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС).
3. Согласно ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы.
Таким образом, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»