На сайте антимонопольного ведомства размещено письмо от 17.03.2020 № АК/20629/20 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона „О рекламе“». В нем в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъясняются три вопроса. Закон № 259-ФЗ дополнил ст. 28 Закона о рекламе ч. 5.2 и 5.3, содержащими специальные требования к рекламе услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы, а также к рекламе, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы.
ФАС России в своем письме уточняет, что понимается под инвестициями, услугами по содействию в инвестировании и раскрытием информации оператором инвестиционной платформы.
Регулятор указывает, что в подобной рекламе до сведения ее потребителей должна в явной форме и однозначно доводиться информация о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным, и что это может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.
Также ФАС России напоминает, что ч. 5.3 ст. 28 Закона о рекламе устанавливает прямой запрет на размещение (распространение) рекламы, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы посредством:
- предоставления займов;
- приобретения размещаемых акций непубличного акционерного общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции непубличного акционерного общества;
- приобретения утилитарных цифровых прав.
Ответственность за нарушение этих требований несет рекламодатель.
ФАС России указывает также, что согласно п. 1 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ.
Статья 5 Закона № 259-ФЗ содержит закрытый перечень допустимых способов инвестирования с использованием инвестплатформы. Следовательно, не допускается размещение (распространение) рекламы, связанной с инвестированием с использованием инвестплатформы способами, прямо не указанными в приведенной норме.
Ответственность за нарушение этих требований несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Журнал «Конкуренция и право»