На сайте Минфина России опубликовано письмо от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности».
В документе со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» и Гражданский кодекс РФ разъясняются признаки обстоятельств непреодолимой силой. Минфин России приходит к выводу, что распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы, а значит, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При этом не подлежит применению условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характер, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р.
Разъяснение по теме опубликовала и ФАС России (см. письмо от 18.03.2019 № ИА/21684/2020). В нем ведомство сообщает, что его территориальным управлениям при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок необходимо учитывать, что пандемия коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы.
Заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавируса на территории РФ, по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»