В 2017–2018 гг. странам Евразийского экономического союза удалось существенно повысить устойчивость экономического развития. К такому выводу пришел Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии в докладе о ходе реализации Основных направлений экономического развития ЕАЭС по итогам 2017–2018 гг., сообщает ЕЭК. В докладе, в частности, отмечается, что в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования в 2018 г. ЕЭК в целях повышения информированности бизнеса провела шесть заседаний Общественной приемной в государствах-членах, в ходе которых предпринимателей ознакомили с правовыми основами защиты конкуренции на трансграничных рынках, они могли озвучить проблемные вопросы ведения бизнеса на рынках государств-членов и получить детальные консультации.
Для обеспечения оперативного реагирования на нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках в 2018 г. ЕЭК наделена полномочиями по выдаче предложения о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках (Решение Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 59), и его согласование с уполномоченными органами государств-членов, заявителем и потенциальным нарушителем. В случае реализации потенциальным нарушителем мер, предусмотренных предложением, рассмотрение заявления (материалов) о нарушении общих правил конкуренции прекращается без последующего привлечения лица к ответственности. Эта работа проводится в рамках внедрения в Договор о ЕАЭС превентивных мер антимонопольного регулирования для снижения административной нагрузки на бизнес.
Кроме того, в докладе отмечены успехи Республики Армения в части упрощения административных формальностей. Так, новая редакция Закона Республики Армения от 14.01.2017 № ЗР-21 «О закупках» предусматривает нововведения, направленные на повышение прозрачности госзакупок, облегчение участия малого и среднего бизнеса, повышение уровня конкуренции:
- сокращение перечня видов госзакупок до четырех (электронный тендер, конкурс, котировка и закупки от одного лица);
- предоставление возможности электронной подачи заявки на участие в госзакупках;
- сокращение перечня представляемых субъектами МСП документов для участия в конкурсе в случае с закупками на сумму до 5 млн армянских драм.
Также подчеркивается, что в этой период в Российской Федерации были усилены финансовые меры поддержки предприятий МСП и расширен доступ на рынок госзакупок.
Начиная с 2018 г.:
- увеличена квота «прямых» закупок у субъектов МСП с 10 до 15% (Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема»);
- утверждена новая программа льготного кредитования под 6,5% на 2018–2021 гг. (Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1706 «Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке»).
В рамках изменений в законодательстве о госзакупках:
- переведены в электронную форму процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд размещен в единой информационной системе в сфере закупок;
- расширен перечень заказчиков в целях увеличения объема закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП (постановления Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 и от 15.11.2017 № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
В докладе сообщается также, что для привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации исключен запрет на установление контроля над стратегическими обществами для иностранных инвесторов, раскрывающих информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, с одновременным введением такого запрета для иностранных инвесторов, не раскрывающих данные о своей структуре владения (Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения понятия „иностранный инвестор“»).
Журнал «Конкуренция и право»