Ассоциация банков России (АБР) раскритиковала законопроект о заградительных тарифах – повышенных комиссиях, которые банки вводят, чтобы сделать невыгодными для клиентов сомнительные операции. Письма с критикой направлены премьер-министру Михаилу Мишустину, а также в Центробанк, Росфинмониторинг, ФАС, Минфин России и Комитет Госдумы по финансовому рынку. Об этом сообщает РБК. В письме к Мишустину от 21 февраля банки указывают, что депутаты предлагают «надуманное и чрезмерно плоское» регулирование тарифов за переводы: такой подход может привести к введению комиссий для операций всех клиентов, даже для тех, кто не находится под подозрением.
Обращение банков получено и направлено на рассмотрение в Росфинмониторинг, Минфин и Минэкономразвития России, которые отвечают за подготовку позиции кабмина по законопроекту, сообщил представитель аппарата Правительства РФ. Минфин России получил письмо, вопрос прорабатывается, сообщило министерство.
Напомним, в прошлом году ФАС России раскритиковала использование банками заградительных тарифов. Глава службы Игорь Артемьев заявлял, что кредитные организации «прикрываются антиотмывочными рекомендациями ЦБ». На «дискриминационные условия» обслуживания бизнеса также обратили внимание в Госдуме. Депутат Владислав Резник жаловался в ФАС России на слишком высокие комиссии за переводы со счетов юрлиц в пользу физлиц, а позднее вместе с другими депутатами подготовил законопроект о запрете заградтарифов.
Тарифная политика на рынке сбалансирована и не ущемляет интересы добросовестных клиентов, говорится в письме АБР. Участники рынка указывают, что большинство из них не взимают с юрлиц плату за переводы физлицам, если речь идет о зарплате, дивидендах или социальных платежах. По иным переводам в пользу граждан применяется дифференцированная шкала комиссий: повышенные тарифы возникают, если суммы переводов компании не соизмеряются с масштабами ее бизнеса, например при транзакциях в пользу физлиц на уровне 6–8 млн руб. в месяц.
Формулировки законопроекта очень далеки от реальной банковской практики, поясняет начальник правового управления АБР Сергей Клименко. По его словам, депутаты предлагают фактически стереть разницу между стандартными операциями вроде перевода физлицу зарплаты и любыми другими переводами в пользу физлиц, которые могут быть сомнительными. «Формулировка в документе звучит „по аналогичным операциям“. Соответственно, банк должен будет ввести какие-то комиссии и за переводы зарплаты, которые сейчас не используются», – говорит он.
«Я исхожу из того, что стоимость безналичного перевода от юридического лица на счет физического лица не зависит от суммы. Я исхожу из того, что ни в одном законе не указано, что существуют экономические меры борьбы с так называемыми сомнительными операциями (термин не описан законодательно). Если банки берут комиссии, которые доходят до 12%, от денег, полученных в результате проведения клиентом действительно сомнительных операций, то банки становятся соучастниками этих сомнительных операций за комиссии», – комментирует Владислав Резник, добавляя, что у кредитных организаций и так есть инструмент борьбы с сомнительными операциями – закрытие счета.
Читайте также: «Центробанк рекомендовал банкам ограничить применение повышенных комиссий».