ФАС России направила на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине свой вариант концепции будущего регулирования конкуренции после отмены избыточных и устаревших требований, пишет «Коммерсантъ». В службе не готовы отказываться от имеющихся полномочий: концепция предусматривает их дальнейшее расширение, а все риски отрасли оценивает как средние и высокие. Как утверждают авторы документа, национальное антимонопольное законодательство является «относительно новым и постоянно совершенствуется… соответствует всем мировым стандартам» и в значительной корректировке не нуждается. Основные же проблемы связаны с недостаточным регулированием тарифов и монополий и малоэффективным законодательством из-за цифровизации рынка.
В частности, авторы предлагают разработать проект для противодействия злоупотреблениям «цифровых монополий» – отдельные инициативы, ужесточающие требования к интернет-сервисам за антимонопольные нарушения, уже вошли в пятый антимонопольный пакет, в конце января он был внесен в Правительство РФ, но не поддержан Минэкономразвития России и рынком. Одновременно служба продолжает настаивать на упразднении Закона о естественных монополиях с погружением его норм в Закон о защите конкуренции и выделением отдельного закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)».
«Антимонопольная» рабочая группа по регуляторной гильотине согласна с необходимостью реформировать монопольное и тарифное законодательство, но в целом не поддержала концепцию ФАС России по регулированию конкуренции.
Группа констатирует, что нынешнее антимонопольное регулирование не соответствует конституционным ценностям и задачам развития конкуренции: в практике службы преобладают дела против небольших компаний, дела без реального ущерба или ограничения конкуренции, а большое количество дел (ФАС России является лидером по возбуждению дел среди иностранных антимонопольных органов) ведет к их низкому качеству.
Среди предложений членов рабочей группы – замена карательно-обвинительного уклона антимонопольной политики на приоритет развития конкуренции: усилия ФАС России должны быть переориентированы с пресечения нарушений на адвокатирование конкуренции. Одновременно предлагается разделить функции ФАС России по контролю и нормативному регулированию, передав полномочия по нормотворчеству в области развития конкуренции Минэкономразвития России – для устранения конфликта интересов и повышения согласованности антимонопольной и экономической политики. Спорный вопрос о регулировании тарифов госмонополий предлагается решить, передав его регулирование от ФАС России отраслевым регуляторам.