Антимонопольное ведомство предложило вернуться к обсуждению реформы системы закупок госкомпаний – на неконкурентные процедуры и закупки у единственного поставщика в 2019 г. пришлось две трети всех контрактов по Закону № 223-ФЗ, при этом количество заявок на участие в закупке составляет всего 1,17 (3,12 в госзаказе по Закону № 44-ФЗ), рассказал заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев.
Для повышения конкуренции служба предлагает ввести исчерпывающий перечень закупок у единственного поставщика по аналогии с Законом № 44-ФЗ (по решениям Президента РФ и Правительства РФ, у монополий и при закупках малого объема) – помимо же перечня такие закупки в совокупности с другими неконкурентными процедурами должны ограничиться квотой в 10% от годового объема закупок (значение пока условное и должно обсуждаться, отмечают в службе). Детали предлагаемой реформы описывает «Коммерсантъ».
ФАС России также предлагает распространить на Закон № 223-ФЗ ряд норм Закона № 44-ФЗ. В частности, установить единые требования к составу заявок и к участникам закупки, критерии оценки заявок и требования к банковской гарантии, ввести обязательство обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Сейчас в законе не прописан порядок заключения и исполнения договора, включения в реестр недобросовестных поставщиков, напоминают в службе. Закупки госкомпаний предлагают перевести на электронные площадки, действующие по Закону № 44-ФЗ, – сейчас компании направляют Федеральному казначейству договоры о заключенных контрактах для учета в Единой информационной системе, перевод же на подключенные к ЕИС закупки автоматизирует учет.
В ФАС России ожидают, что процесс реформирования закупочного законодательства и сейчас может затянуться «на один-два года», и планируют вместе с участниками рынка расширить правила антимонопольного комплаенса на закупочные практики – их «госкомпании могли бы применять, не дожидаясь принятия тех или иных поправок». Для этого в марте будет создан экспертный совет по Закону № 223-ФЗ – участники рынка заинтересованы в сотрудничестве, утверждают в службе.
ФАС России также представила предложения по изменениям в Закон № 44-ФЗ. Часть предложений пересекается с идеями опубликованного ранее оптимизационного пакета Минфина России, например введение универсальной предквалификации для поставщиков (требование подтвержденного опыта для крупных заказов). Из ключевых предложений службы – создание рейтинга деловой репутации на основе данных ЕИС (он может стать неценовым критерием при закупках и основанием для снижения размера обеспечения контракта). Также предлагается ввести закрытый перечень случаев для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, исключить возможность «ловушек» в документации о торгах, ограничившись лишь «согласием» участника закупки на иные работы и введением ограниченного перечня характеристик товаров. Оформленные проекты 18 февраля 2020 г. направлены в Минфин России и Федеральное казначейство. Также проекты будут направлены для экспертных заключений в Госдуму и общественные и деловые объединения.
Читайте также комментарий ФАС России по теме.
Читайте также: