7 февраля 2020 г. в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Правовые и экономические вопросы оценки состояния конкуренции на товарных рынках». Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, выступая в пленарном заседании, остановился на практических вопросах и рассказал о применяемых антимонопольным ведомством подходах к анализу состояния конкуренции на товарных рынках.
«Эта конференция – первая в 2020 году из череды мероприятий, в которых мы пытаемся объяснить, чем мы занимаемся, чего мы хотим от науки, почему мы активны в отношении адвокатирования конкуренции. Потому что не все понимают важность конкуренции. Парадигмы бывают разные, нам бывает сложно объяснить, что рынок, конкуренция, возможность выбора для граждан – ценности, которые имеют большое значение», – начал выступление Андрей Цыганов.
Он сообщил, что анализ состояния рынка проводится в ряде случаев: рассмотрение заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, принятие решений в рамках госконтроля за экономической концентрацией, во исполнение планов по анализу состояния конкуренции на товарных рынках, а также во исполнение поручений Правительства РФ и Президента РФ.
Замглавы ФАС России подробно остановился на процедуре исследования рынков и рассказал о работе действующей с 2012 г. при ФАС России Комиссии по проведению анализа товарных рынков: «Комиссия, председателем которой я являюсь, работает на регулярной основе, мы рассматриваем планы исследований, утверждаем методики, сначала смотрим, как анализировать конкретный рынок, а потом приступаем к исследованию. Результаты анализов товарных рынков становятся публичными и размещаются на сайте ФАС России, а также включаются в ежегодные Доклады о состоянии конкуренции в Российской Федерации и используются в нашей повседневной работе».
«В Докладе о развитии конкуренции, который ФАС ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации, отражаются основные результаты анализов рынков, эти материалы становятся доступны всем членам Правительства. Это тоже важный способ доведения до лиц, которые принимают решение, наших подходов и понимания того, что происходит на рынках. Мы включаем в доклад не просто данные, мы говорим о том, какие барьеры существуют для развития конкуренции, и даем предложения, как эти барьеры устранить, чтобы предпринимателям и гражданам жилось легче», – продолжил замглавы ФАС России.
Он обратил внимание участников на то, что только в 2019 г. эксперты службы проанализировали 12 товарных рынков, три из которых ранее не изучались. Это рынки услуг по теплоснабжению конечного потребителя, услуг связи для целей телевещания и рынок соевых бобов для посева. Кроме того, Комиссия по анализу товарных рынков утвердила 24 исследовательские методики, разработка которых, по мнению замглавы ФАС России, «иногда не менее сложна и важна, чем результат исследования».
Спикер также обозначил рынки, которые ФАС России планирует изучить в 2020 г. Наиболее интересные из них – рынки агрегаторов такси, табачной продукции и альтернативных устройств для доведения никотина, строительства многоквартирных домов, минеральных удобрений, услуг по убою скота, ремонта автодорог, семян подсолнечника для посева, нефтесервисных услуг и твердых коммунальных отходов.
В завершение выступления Андрей Цыганов сказал: «Экономика нас ждет другая, она постоянно меняется и сильно отличается от той, к которой мы привыкли и под которую настроена парадигма нашего мышления».
Заместитель главного редактора журнала «Конкурентное право» Валерий Бодренков, выступая в пленарном заседании, отметил: «Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции имеют большое практическое значение. Именно поэтому важно своевременно проводить актуализацию этого документа. Например, с учетом ситуации, сложившейся в некоторых отраслях, уместно ввести понятие „рынок покупателя“. Для него характерны такие явления, как превышение предложения над спросом, отсутствие дефицита, острая конкурентная борьба между продавцами, экономическая власть покупателя и другие. Работая на рынке покупателя, хозяйствующий субъект, формально занимающий доминирующее положение, фактически теряет рыночную власть.
Кроме того, принципам, которым сотрудники Федеральной антимонопольной службы следуют при анализе ценовой политики того или иного предприятия, необходимо придать статус разъяснений коллегиального органа ведомства. Это, на мой взгляд, поможет обеспечить единообразие в применении антимонопольного законодательства. Однако до утверждения в качестве официальных разъяснений Президиума ФАС России положения документа нужно тщательно проанализировать, обсудить с представителями бизнеса».
ФАС России
Читайте также: