Член Совета Федерации С.В. Калашников и депутат Госдумы В.В. Суббот внесли на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона № 896723-7 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона „О рекламе“». С точки зрения авторов инициативы, установленный в п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе запрет на использование в рекламе алкогольной продукции образов людей и животных противоречит Конституции РФ. Речь идет о провозглашенных в ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 44 принципах поддержки конкуренции и охраны интеллектуальной собственности.
Сенатор и депутат считают такое ограничение необоснованным, несоразмерным и избыточным, поскольку оно, в частности:
- лишает производителей алкогольной продукции права использовать товарные знаки и знаки обслуживания в рекламе именно той продукции, для которой эти знаки зарегистрированы в установленном порядке;
- исключает равные условия конкуренции для алкогольной продукции, ставя конкуренцию в зависимость от того, используются или не используются в рекламе этой продукции товарные знаки и знаки обслуживания с образами людей и животных;
- допускает использование в рекламе алкогольной продукции конкретных наименований этой продукции со словесными (текстовыми) упоминаниями людей и животных, которые могут содержаться в соответствующих товарных знаках и знаках обслуживания;
- не принимает во внимание, что реклама алкогольной продукции может выражаться не только в демонстрации самого товара (работы, услуги), но и в демонстрации отдельных элементов упаковки товара или средств индивидуализации товара (работы, услуги), в том числе товарного знака и знака обслуживания;
- не учитывает практику применения многосторонних международных договоров с участием РФ, относящихся к товарным знакам и знакам обслуживания, в части использования этих знаков в рекламе, в том числе в рекламе алкогольной продукции;
- препятствует гармонизации российских правовых норм об использовании в рекламе алкогольной продукции товарных знаков и знаков обслуживания, содержащих образы людей и животных, с правилами по этому вопросу ведущих межгосударственных экономических объединений и других стран.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить ст. 21 Закона о рекламе новой частью 1.1, устанавливающей, что названные выше требования не распространяются на зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и знаки обслуживания, содержащие образы людей и (или) животных.
Журнал «Конкуренция и право»