7 февраля 2020 г. в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Правовые и экономические вопросы оценки состояния конкуренции на товарных рынках». Начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова, выступая на сессии «Экономические аспекты оценки состояния конкуренции на товарных рынках», остановилась на практических вопросах анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Спикер сообщила, что анализ рынков регламентирован Приказом ФАС России от 18.04.2018 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состоянии конкуренции на товарном рынке». Им установлены экономические методы исследования характеристик товарного рынка, фокус внимания сконцентрирован на структуре рынка и его количественных показателях. Вместе с тем, как считает Нелли Галимханова, предусмотренные методы и процедуры не всегда достаточны и необходимы к применению.
«Мир меняется, экономика эволюционирует. По мере того как происходила эволюция промышленности, происходила и эволюция экономической мысли, конкуренции. Мы живем в эпоху так называемой „Индустрии 4.0“, индустрии „умного производства“, когда можно говорить о поведенческой экономике, когда поведение участников и потребителей может быть иррациональным, когда большие данные позволяют управлять мнением потребителя. И это тоже вносит свое лепту в изменение основ конкуренции», – отметила представитель ФАС России.
Современная экономика, по мнению спикера, ставит множество вопросов к исследованию рынков: как оценивать мнение потребителей в условиях «персонализированного таргетинга», какие методы определения продуктовых и географических границ рынка могут обеспечить объективность выводов о состоянии конкуренции, на каких научных теориях и моделях должен строиться анализ состояния конкуренции на товарном рынке в современных условиях?
«Тенденции развития конкуренции говорят о том, что происходит смещение акцента в сторону качественных критериев оценки наличия доминирующего положения. Также можно говорить об использовании новых количественных показателей для расчета объема товарного рынка и долей его участников, таких как количество пользователей, объем трафика, количество трансакций в денежном выражении», – сообщила Нелли Галимханова.
В качестве перспективы развития нормативных документов, регламентирующих методы анализа рынков, Нелли Галимханова назвала смягчение положений, устанавливающих перечень экономических методов исследования характеристик рынка и приоритетность их использования, усиление требований к обоснованию применяемых методов и показателей исследования, а также создание базы аналитических отчетов с описанием примененных методов исследования.
«Если предположить, что на данный момент у нас нет полного перечня инструментов, которыми мы можем пользоваться при анализе, то должен быть создан банк кейсов, чтобы можно было использовать как российский, так и зарубежный опыт исследования рынков, с фокусом внимания на инструментарий», – заключила начальник Управления контроля промышленности ФАС России.
ФАС России
Читайте также: