ФАС России разместила для публичных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ (в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)». С точки зрения авторов проекта, в Закон о рекламе необходимо внести изменения, направленные на закрепление эффективного функционирования саморегулируемой организации (СРО) в сфере рекламы:
- понятие СРО, добровольный характер членства в СРО, виды членов СРО, предмет деятельности СРО;
- право ФАС России заключить с СРО соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы в случае соответствия СРО закрепленным критериям, а также право и условия досрочного расторжения такого соглашения;
- критерии, в случае соответствия которым СРО вправе претендовать на заключение соглашения с ФАС России о рассмотрении споров в отношении рекламы;
- права и полномочия СРО, в том числе по предварительной оценке рекламных материалов до их распространения, а также по рассмотрению споров в отношении рекламы, виды принимаемых СРО решений (сейчас закрепленные в Законе о рекламе права СРО не подразумевают осуществление контроля за соблюдением в рекламе требований законодательства о рекламе);
- порядок взаимодействия ФАС России и СРО при реализации заключенного соглашения о рассмотрении споров в отношении рекламы, в том числе по передаче в ФАС России материалов и принятых решений при неисполнении решения СРО;
- порядок обжалования решений, принимаемых СРО.
В сопроводительных документах к проекту перечислены цели функционирования института саморегулирования в рекламе:
- формирование ответственного подхода участников предпринимательского сообщества к рекламе и развитие самодисциплины в данной сфере;
- формирование добросовестной конкурентной среды и поддержание конкурентоспособности в целом на рекламном рынке за счет выявления и борьбы с недобросовестной и недостоверной рекламой и, соответственно, недобросовестными участниками рынка;
- формирование единообразия в части содержательной стороны и этичности рекламы для всех категорий субъектов рекламной деятельности. При этом СРО не участвует в разработке и внедрении профессиональных индустриальных стандартов, которые находятся в компетенции профессиональных отраслевых объединений;
- обеспечение максимально широкого вовлечения предпринимательского сообщества в процессы формирования цивилизованного и уважительного отношения к потребителю рынка рекламы;
- обеспечение высокопрофессиональной и непредвзятой оценки фактов нарушений как законодательства о рекламе, так и общепринятых международных и национальных рекламных и маркетинговых стандартов представителями предпринимательского сообщества;
- оперативность рассмотрения по существу жалоб на рекламу и принятия мер по прекращению распространения рекламы с нарушениями в максимально короткий срок.
Ожидаемый результат принятия законопроекта – снижение давления на предпринимателей со стороны госорганов в связи с контролем рекламы, появление процедуры оперативного рассмотрения жалоб на рекламу, повышение качества рекламы в России и уровня доверия к ней со стороны потребителей.
Читайте также: «ФАС России откажется от части своих полномочий по контролю рекламы».
Журнал «Конкуренция и право»