Инициатива Минпромторга России по введению обязательной 50-процентной квоты участия отечественных товаров в госзакупках в целом отвечает интересам государства, но нуждается в доработке. Сенаторы считают, что прежде чем принимать такую меру поддержки отечественных производителей, следует установить ответственность руководителей регионов за достижение соответствующего показателя. Кроме того, необходимо синхронизировать потребность в закупке российских товаров с нацпроектами и проанализировать и сопоставить качество продукции, произведенной на территории России, с зарубежными аналогами. Об этом пишет «Парламентская газета». Напомним, на «круглом столе» в Совете Федерации 31 января 2020 г. директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Ученов рассказал, что в рамках нацпроектов до 2024 г. объем госзакупок товаров должен составить 6,2 трлн руб. Из них отечественной продукции предполагается закупить на 3,2 трлн руб. Ведомство рассчитывает оптимизировать запрет ограничений участия в госзакупках иностранной продукции, установив 50-процентную квоту отечественных товаров, и уже 11 февраля готово внести в Правительство РФ два законопроекта на эту тему.
По мнению председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, торопиться с этим не стоит, следует все взвесить и оценить инициативы с точки зрения эффективности. Сенатор отмечает, что в рамках рассмотрения вопроса о применении «национального режима» при проведении госзакупок комитет выявил проблемы, требующие решения со стороны Правительства РФ.
В частности, до сих пор отсутствует анализ информации, необходимой при проведении госзакупок, о количестве производимой отечественной продукции, о сопоставимости ее качества с зарубежными аналогами. Эти причины Андрей Кутепов подробно изложил в письме вице-премьеру Юрию Борисову.
Также сенатор упоминает об отсутствии данных о возможностях российских производителей, включая производственные мощности, выпуске продукции в необходимом объеме под реализацию нацпроектов. Кроме того, потребность в закупке товаров отечественного производства не синхронизирована с нацпроектами.
Еще одно препятствие при введении «национального режима» в ходе закупок – то, что заказчики легко обходят действующие нормы, устанавливающие запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров, путем «заточки» документации под зарубежного производителя. При отсутствии сравнительного анализа качества российского и иностранного товара сделать это пока еще удается. Кроме того, мало способствует законному протекционизму отсутствие ответственности руководителя региона за достижение поставленных целей.
Также, по мнению главы комитета, дискуссионным остается вопрос о том, что такое продукция российского производства и какое количество иностранного компонента допустимо в ней. При этом не следует забывать, указывает парламентарий, что в стране есть запрос на дополнительные меры поддержки отечественного производителя, к примеру, авансирование госконтрактов.
Для повышения эффективности предлагаемых Минпромторгом России мер сенатор настаивает на проведении мониторинга применения «национального режима» «для формирования выводов по дальнейшему совершенствованию системы импортозамещения». Также он рассчитывает, что кабмин проанализирует информацию по готовности перехода на импортозамещение и выпуску гражданской продукции предприятиями ОПК. Важным и полезным дополнением, по мнению Кутепова, стало бы распространение преференций на всю продукцию отечественного производства и их дифференциацию в зависимости от товарного рынка.
В письме, помимо этого, предлагается установить в качестве критерия оценки деятельности руководителей субъектов РФ и глав муниципалитетов показатель достижения минимальной доли закупок российских товаров при проведении госзакупок.
Читайте также: