Опубликованы заключения комитетов Госдумы по охране здоровья и по государственному строительству и законодательству о правительственном проекте федерального закона № 842633-7 «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации» о введении механизма принудительного лицензирования лекарственных средств. Так, Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал концепцию законопроекта. По мнению Комитета, механизм принудительного лицензирования направлен в том числе на профилактику и нивелирование последствий санкционного давления на Российскую Федерацию. Предлагаемые законопроектом изменения позволят создать возможность оперативно восполнить отсутствие или недостаток в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, которые необходимы для жизни и здоровья граждан.
С точки зрения Комитета, положения законопроекта должны применяться только в исключительных случаях и с всесторонним изучением конкретных обстоятельств, с учетом того, что применение такого механизма не может гарантировать производство качественных, эффективных и безопасных воспроизведенных лекарств, полностью идентичных оригинальным.
В свою очередь Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал, что возникает вопрос о соотношении понятий «чрезвычайные обстоятельства» (ст. 1359 ГК РФ) и «случай крайней необходимости» (законопроект). Так, по смыслу ст. 31 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (заключено в Марракеше 15.04.1994) обстоятельства крайней необходимости аналогичны чрезвычайной ситуации.
РИА Новости сообщает также, что на заседании 5 февраля 2020 г. глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов предложил создать рабочую группу для доработки законопроекта ко второму чтению. «Надо посмотреть международную практику», – считает парламентарий.
Подробнее о положениях проекта мы писали здесь.
Журнал «Конкуренция и право»
UPD: Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона № 912458-7 «О внесении изменения в главу 72 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» о праве Правительства РФ разрешать использование изобретения для производства на территории РФ лекарственного средства в целях его экспорта без согласия патентообладателя.