Пермское УФАС России выявило сговор ООО «Аргос», ООО «Техника медицины», ООО «ПермМедСервис» и ООО «Островит», которые координировали действия на аукционах по поставке медицинских изделий в учреждения здравоохранения Пермского края. По поручению ФАС России УФАС проверило 29 аукционов, прошедших с марта 2017 г. по май 2019 г. Итоговая сумма заключенных контрактов составила более 56,9 млн руб.
Заказчиком торгов выступали ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер», ГБУЗ ПК «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер», ГБУЗ ПК «Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр», ГБУЗ ПК «Клиническая медико-санитарная часть № 11 им. Симхи Нафтолиевича Гринберга», ГБУЗ ПК «Краевая детская клиническая больница», ГБУЗ ПК «Городская больница № 10», ГБУЗ ПК «Медико-санитарная часть № 7», ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4».
По результатам проверки УФАС в отношении четырех компаний возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
«В ходе рассмотрения дела было установлено, что участники аукционов отказались от конкуренции, заключив между собой взаимовыгодное соглашение, и действовали по одной и той же схеме. Организации подавали заявки на участие в аукционах в один день, с разницей от нескольких минут до нескольких часов с одинаковых IP-адресов, то есть используя одну сеть для доступа в Интернет, – пояснил заместитель начальника отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации Пермского УФАС России Дмитрий Шилов. – Из этой же сети участники выходили на электронные торговые площадки для активации аукционных роботов, подачи ценовых предложений в ходе торгов и подписания победителем контракта с заказчиком».
Таким образом, предприниматели знали о совместном участии в аукционах и в дальнейшем определяли, кто из них одержит победу, гарантируя заключение контрактов с заказчиками со снижением НМЦК на предварительно согласованном уровне 0,5%.
«Большинство аукционов участники картеля разыграли между собой, даже не появляясь на торгах – за них ставки делали аукционные роботы – специальные программные средства. Так как роботы были настроены на отказ от ценовой конкуренции друг с другом, торги завершались менее чем за 1 секунду с минимально допустимым снижением цены. Рассмотренное дело вновь показало, что проведение закупок в электронной форме обеспечивает максимальную прозрачность процедуры – картель всегда оставляет цифровые следы, а инструментарий ФАС по отслеживанию этих следов регулярно совершенствуется», – добавил Дмитрий Шилов.
«Аргос», «Техника медицины», «Островит» и «ПермМедСервис» долгие годы являлись деловыми партнерами, между директорами имелись тесные личные и родственные связи, поэтому ответчики имели мотив действовать в едином интересе при участии в аукционах. По установленным данным картель успешно работал нескольких лет, что говорит о системной согласованности действий компаний.
Решением УФАС действия «Аргоса», «Техники медицины», «ПермМедСервиса» и «Островита» признаны нарушением п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Компаниям выдано предписание о недопустимости соглашений с хозяйствующими субъектами – конкурентами о поддержании цен на торгах, а также об обязательном использовании самостоятельной ценовой политики при участи в торгах.
В отношении участников сговора – как юридических, так и должностных лиц – ведомство возбудит административное производство. Нарушителям грозят штрафные санкции.
Пермское УФАС России