27 декабря 2019 г. принят закон, распространяющий меры поддержки для малого бизнеса и на самозанятых граждан: так, они смогут принимать участие в закупках. По мнению опрошенных ТАСС экспертов, такая возможность будет стимулировать к легализации предпринимателей, работающих «в тени». Режим самозанятых сначала появился как пилотный проект, – с 1 января 2019 г. он заработал в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. С 2020 г. данный статус стал доступен в 23 российских регионах.
Президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин считает, что допуск самозанятых предпринимателей к закупкам «будет одним из главных стимулов» для тех граждан, кто до сих пор работает на себя, не уплачивая налоги. Он напомнил, что раньше многие считали пилотный проект сложным к реализации.
С Калининым согласен и вице-президент Торгово-промышленной палаты Вадим Чубаров. «Закупки для самозанятых – реальный стимул выйти из так называемой тени. Я считаю, это большое движение вперед, чтобы их [самозанятых] таким образом приравнять к малому и среднему бизнесу. Отмечу, что речь идет о закупках по 223-ФЗ», – отметил Чубаров.
Директор по развитию в компании по производству медицинского оборудования «Медиком» Алексей Лисеев уверен, что закупки будут «жизненно востребованы для самозанятых предпринимателей». «Зачастую у самозанятых нет денег на маркетинг, рекламу и продвижение. Чаще всего работает „сарафанное радио“. Но представьте, если самозанятый, выполнив несколько государственных контрактов, сможет предоставить гарантированные рекомендации своим будущим заказчикам, что и будет для него наилучшей рекламой и способом развития», – считает Евсеев.
Глава удостоверяющего центра «Единой электронной торговой площадки» Алексей Дегтярев считает, что сама идея допуска самозанятых является перспективной и «обелит» теневой рынок, но есть и нюансы. «Некоторые работодатели могут своих сотрудников переводить на режим самозанятых, чтобы уменьшить налоговые отчисления», – отмечает Дегтярев.
Кроме того, по его мнению, отсутствие у самозанятых возможности получить электронную подпись усложняет процесс заключения госконтракта, поскольку многие закупочные процессы происходят в онлайн-режиме.