На сайте антимонопольного ведомства опубликовано письмо от 26.12.2019 № ДФ/114009/19«О применении части 2 статьи 18 Федерального закона „О рекламе“». Этой нормой установлен запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). Для выявления нарушения этого требования антимонопольным органам необходимо установить факт того, что:
- в ходе осуществления звонка абоненту или направления ему сообщения использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека;
- такой звонок абоненту или направление ему такого сообщения осуществлялись для распространения рекламы.
Вместе с тем антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения. Так, запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).
Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение рекламораспространителем требований ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе.
Также указывается, что именно необходимо учесть антимонопольным органам в случае поступления абоненту USSD-сообщений, содержащих рекламу, в ответ на отправку абонентом USSD-запроса баланса (со ссылкой на решение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2012 № Ф09-5620/12 по делу № А76-12598/2011).
Журнал «Конкуренция и право»